ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ" Главная | Регистрация | Вход |
Вторник, 19.03.2024, 08:09 Приветствую Вас Гость | RSS |
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
дополнительная образовательная программа «Мир, в котором я учусь»Дополнительная образовательная программа «Мир, в котором я учусь» 1.Пояснительная записка. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами. С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции. Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы. Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.)
С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом трудностей. Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево — право», «верх — низ», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В данной дополнительной образовательной программе предполагается использование элементов современных кинезиологических методик, которые направлены на активизацию отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, развивающие мелкую моторику рук, мышцы глаз и языка, дыхательные упражнения и т.д. Начиная обучать леворукого ребёнка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому на коррекционных речевых занятиях очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Недостаток программ и тематического планирования по коррекции различных форм дисграфий на базе ППМС Центров явился предпосылкой для появления настоящей программы. Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана применительно к условиям работы на базе ППМС центра. Специфика программы заключается в том, что эта программа направлена на коррекцию нарушений письменной речи и предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, дефектолога, невропатолога, классного руководителя ребенка) и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на возникшие вопросы у ребенка при выполнении домашнего задания.
Основная цель программы: Коррекция дефектов устой и письменной речи у леворуких учащихся 1-го класса и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку Задачи: — формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова; —обучать навыкам анализа и синтеза звукослогового состава слова; — развивать пространственно-временные представления; — развивать психологические предпосылки к обучению; — развивать коммуникативную готовность к обучению. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные. Методы и приемы для развития познавательной сферы. Биоэнергопластика Кинезиологические упражнения Гимнастика с учебными предметами Игры в парах Самомассаж пальцев рук “Конструирование” из пальцев различных предметов и объектов
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражают современные подходы к коррекции нарушений письменной речи. Тематическое планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и программ: 1.Коррекционно-развивающее обучение (начальные классы). М.: Дрофа, 2000; 2.Программы подготовительного и 1—4 классов коррекционных образовательных учреждений восьмого вида. М.: Просвещение, 1999; 3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. 5—9 классы. Сборник 1. М.: Владос, 2000.
При составлении планирования использованы системы коррекционной работы, предложенные авторами И. Н. Садов-никовой (1998), Л. Н. Ефименковой (2000), А. Н. Корневым (1995), Р. И. Лалаевой (1998), С. Н. Костроминой, Л. Г. Нагаевой (1999), Д. Г. Шумаевой (1997), Л. Г. Парамоновой (1999), Н.В Ястребовой (1997).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся. Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития». Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы: Программа разработана в соответствии с требованиями:
Критерии отбора учащихся: Леворуких детей обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе). Дисграфические ошибки на письме леворуких детей: Трудности при обучении чтению: Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть: Поэтому на занятия зачисляются леворукие учащиеся в возрасте 7-8 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью с интеллектом – норма (3-6человек в группе):
Из выявленных леворуких обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), имеющих речевую патологию, могут быть скомплектованы группы из 3-4 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) или 2-3 человек с общим недоразвитием речи (ОНР). Занятия проводятся в строго отведенные часы,(в свободное от занятий в школе время) согласованные с администрацией Центра сопровождения и родителями детей. Родителям рекомендуется присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли оказать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению. Специфика коррекционной работы в Центре сопровождения (прохождение программы ограничено во времени) предполагает самостоятельную работу дома по предложенным логопедом карточкам с целью закрепления пройденного материала В ходе реализации программы используются следующие формы работы: диагностика, фронтальные занятия, консультирование родителей, домашние задания. Режим работы: общее время, необходимое для реализации программы - по 40 минут 2 раза в неделю. Структура занятия:. Организационный момент - 3 минуты. Артикуляционная гимнастика - 3 минуты. Пальчиковая гимнастика - 3 минут. Основная часть - 27 минут. Итог занятия - 2 минуты. Домашнее задание 2 минуты. Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.
Проведение групповых занятий с обучающимися предполагает использование специального помещения типа учебного класса, где расположена учебная доска, столы для занятий, а также необходимое техническое оснащение Противопоказания: в группу не могут быть зачислены дети с умственной отсталостью и с тяжёлыми нарушениями речи (нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата при стертой дизартрии, ринолалии, заикании, а также имеющие диагноз - алексия, аграфия). Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе: 1.игровые, 2.наглядно - демонстрационные, 3.словесные. Принципы логопедической работы: 1.наглядность, 2.доступность, 3.системность, 4.комплексность, 5.принцип развития, 6.онтогенетический принцип. Формы организации деятельности учащихся: - групповая - работа в парах - индивидуальная Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю). Из них предусмотрены: - 2 проверочные работы (диктант, списывание);
2.Этапы реализации программы. Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем: Речь. Предложение. Слово (6 ч) Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
ЗВУКИ И БУКВЫ ( 57 ч.)
Гласные 1-го ряда (7 ч) Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), зву-кослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Дифференциация [а]—[о]. Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (12ч) Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ъ. Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю, о—ё). Обозначение мягкости согласных на письме ъ (в середине и в конце слова).
Звонкие и глухие согласные (18 ч) Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]—[с], [ж]— [ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (10ч) Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [ч]-[т'3, [щ]-[с'], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (10 ч) Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б—д, а—о, п—т, и— ш, л—м, к—н—п, и-щ, и-ц, л-м, З-Е).
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Результаты реализации программы: К концу коррекционного обучения обучающиеся должны знать: — все звуки и буквы русского языка; — их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим). Обучающиеся должны уметь: — вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; — различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; — правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; — знать способы их буквенного обозначения; — обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком; — определять место ударения в слове; — вычленять слова из предложений; — четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах; — правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; — грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением. Критерии оценивания различных видов работ: Программа предполагает без оценочную систему проведения занятий. Критерием оценки могут быть отзывы родителей на положительную динамику. Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах. Ожидаемые результаты: 1.ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка; 2.ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков. Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированости звуковой стороны речи у детей. Учитывая, что у леворуких детей с ФФНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психологических занятий, направленных на формирование: - зрительно-моторной координации, - точности пространственного восприятия, - зрительной памяти, - наглядно-образного мышления, - способности к целостной переработке информации, - моторики, - фонематического слуха, - речи. Поэтому коррекционную речевую работу следует проводить в комплексе с психологической коррекцией. Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 1-ых классов
Для большей результативности программой предусмотрены следующие консультации Для родителей: 1.«Как подготовить леворукого ребёнка к школе» 2.«Все праворукие по-своему левши.» 3.«Ваш ребёнок- левша» Для учителей: 1.«Леворукие дети.» 2.«Школьные трудности леворуких.» 3.«Как справиться с проблемами леворуких» 3.Список литературы. Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов: — Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001; — Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002; — Садовникова ИМ. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997. Дополнительная литература для учащихся: — Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). М., 2008; — Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация. звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). М., 2005; — Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006; — Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004. - Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000. - Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006. - Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. Список литературы о леворуких детях: - М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005. -А.В.Семенович. Эти невероятные левши.- М., 2007. - Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок : диагностика, обучение, коррекция.- С- Петербург.,2005. - М.М.Безруких. Готов ли ребёнок к школе? - Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007. - М.М.Безруких. Ребёнок идёт в школу.-М., 2000. - М.М.Безруких. Почему учиться трудно.-М.,1995. 4.Планирование содержания коррекционной работы
|
ПМПК
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|