ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 19.03.2024, 08:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Рекомендовали бы вы образовательное учреждение вашим друзьям и родственникам?
Всего ответов: 55
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

дополнительная образовательная программа «Мир, в котором я учусь»

Дополнительная образовательная программа

«Мир, в котором я учусь»

1.Пояснительная записка.

Содержание  проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.

Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования  (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)  предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.)

 

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом трудностей. Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево — право», «верх — низ», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.

В данной дополнительной  образовательной программе предполагается использование элементов современных кинезиологических методик, которые направлены на активизацию отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, развивающие мелкую моторику рук, мышцы глаз и языка, дыхательные упражнения и т.д.

Начиная обучать леворукого ребёнка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв  в слове и ошибок на уровне предложения.

 

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому на коррекционных речевых  занятиях очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Недостаток программ и тематического пла­нирования по коррекции различных форм дисграфий на базе ППМС Центров явился предпосылкой для по­явления настоящей программы.

  Данная коррекционно-развивающая логопедическая про­грамма разработана применительно к условиям работы на базе ППМС центра.

 Специфика программы заключается в  том, что эта программа направлена на коррекцию нарушений письменной речи и предусматривает совместную, согласованную деятель­ность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, дефектолога, невропатолога, классного руководителя ребенка) и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на возник­шие вопросы у ребенка при выполнении домашнего задания.

 

 Основная  цель программы:

 Коррекция дефектов устой и письменной речи у леворуких  учащихся 1-го класса  и формирование  предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку

Задачи:

— формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;

—обучать навыкам анализа и синтеза звукослогового со­става слова;

— развивать пространственно-временные представления;

— развивать психологические предпосылки к обучению;

— развивать коммуникативную готовность к обучению.

В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности клю­чевых компетенций.

         Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, методы ролевого моделирования типо­вых ситуаций, словесные.

      Методы и приемы для развития познавательной сферы.

Биоэнергопластика

Кинезиологические упражнения

Гимнастика с учебными предметами

Игры в парах

Самомассаж пальцев рук

“Конструирование” из пальцев различных предметов и объектов

 

Программа составлена в соответствии с государственны­ми стандартами обучения чтению и русскому языку в началь­ной школе, структурой речевого дефекта и отражают совре­менные подходы к коррекции нарушений письменной речи. Темати­ческое планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и про­грамм:

1.Коррекционно-развивающее обучение (начальные клас­сы). М.: Дрофа, 2000; 2.Программы подготовительного и 1—4 классов коррекционных образовательных учреждений восьмого вида. М.: Просвещение, 1999; 3.Программы специальных (кор­рекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. 5—9 классы. Сборник 1. М.: Владос, 2000.

 

При составлении планирования использованы системы коррекционной работы, предложенные авторами И. Н. Садов-никовой (1998), Л. Н. Ефименковой (2000), А. Н. Корневым (1995), Р. И. Лалаевой (1998), С. Н. Костроминой, Л. Г. Нагае­вой (1999), Д. Г. Шумаевой (1997), Л. Г. Парамоновой (1999),

Н.В Ястребовой (1997).

 

Принципы отбора основного и дополнительного содержа­ния

связаны с учебными программами начальной ступени обу­чения, логикой внутрипредметных связей, а также с возраст­ными особенностями развития и структурой речевого дефек­та учащихся.

Коррекционная программа, опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, пред­лагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, до­ступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", 
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

Критерии отбора учащихся:

 Леворуких детей обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе).

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:
-выраженные нарушения почерка, тремор,
- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,
- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

Трудности при обучении чтению:

Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
- могут быть замены букв близкими по конфигурации,
- "перескок" через строку и тому подобные нарушения.

Поэтому   на занятия зачисляются леворукие учащиеся в возрасте  7-8  лет  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью с интеллектом – норма (3-6человек в группе):

 

Из выявленных леворуких обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), имеющих речевую патологию, могут быть скомплектованы группы из 3-4 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)  или 2-3 человек   с общим недоразвитием речи (ОНР).

Заня­тия проводятся в строго отведенные часы,(в свободное от занятий в школе время) согласованные с администрацией Центра сопровождения и родителями детей. Родителям рекомендует­ся присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли ока­зать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению. Специфика коррекционной работы в Центре сопровождения  (прохождение программы огра­ничено во времени) предполагает самостоятельную работу дома по предложенным логопедом карточкам с целью закрепления пройденного материала

В ходе реализации программы используются следующие формы работы: диагностика, фронтальные занятия,  консультирование родителей, домашние задания.

Режим работы: общее время, необходимое для реализации программы -  по 40 минут 2 раза в неделю.

 Структура занятия:.

Организационный момент - 3 минуты.

Артикуляционная гимнастика - 3 минуты.

Пальчиковая гимнастика - 3 минут.         

Основная часть - 27 минут.

Итог занятия - 2 минуты.

         Домашнее задание 2 минуты.

Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

 

Проведение групповых занятий с обучающимися предполагает использование специального помещения типа учебного класса, где расположена учебная  доска, столы для занятий, а также необходимое техническое оснащение

Противопоказания: в группу не могут быть зачислены дети с умственной отсталостью и с тяжёлыми нарушениями речи (нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата при стертой дизартрии, ринолалии, заикании, а также имеющие диагноз - алексия, аграфия). 

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

1.игровые,

2.наглядно - демонстрационные,

3.словесные.

Принципы логопедической работы:

1.наглядность,

2.доступность,

3.системность,

4.комплексность,

5.принцип развития,

6.онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная         

Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю).

Из них предусмотрены:

- 2 проверочные работы (диктант, списыва­ние);

 

2.Этапы реализации программы.

Поставленные программой задачи отражаются в ее содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово (6 ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.

 

ЗВУКИ И БУКВЫ   (  57  ч.)

 

Гласные 1-го ряда (7  ч)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различе­ние на слух и при произношении гласных и согласных (от­сутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), зву-кослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структу­ру. Дифференциация [а]—[о].

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (12ч)

Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю) и ъ. Дифференциация гласных и, ая, эе, ую, оё). Обозначение мягкости соглас­ных на письме ъ (в середине и в конце слова).

 

Звонкие и глухие согласные (18 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]—[с], [ж]— [ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).

 

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (10ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипя­щих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [ч]-[т'3, [щ]-[с'], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).

 

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (10 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам д, ао,  пт, иш, лм, кнп, и-щ, и-ц, л-м, З-Е).

 

Итоговая контрольная работа (1 ч)

 

Результаты реализации программы:

К концу коррекционного обучения обучающиеся должны  знать:

— все звуки и буквы русского языка;

— их основные различия (звуки слышим и произносим, бук­вы пишем и видим).

Обучающиеся должны  уметь:

— вычленять отдельные звуки в словах, определять их после­довательность;

— различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозна­чающие;

— правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

— знать способы их буквенного обозначения;

— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

— определять место ударения в слове;

— вычленять слова из предложений;

— четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

— правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

— грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает без оценочную систему проведения занятий. Критерием оценки могут быть отзывы родителей на положительную динамику. Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

1.ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

2.ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Данный вариант последовательности изучения тем и коли­чества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является при­мерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированости звуковой стороны речи у детей.

Учитывая, что у леворуких детей с ФФНР остаются недостаточно сфор­мированными некоторые неречевые процессы, на протяже­нии всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учеб­ной работы, развитие наблюдательности к языковым явлени­ям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

 

 На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психо­логических занятий, направленных на формирование:

- зрительно-моторной координации,

- точности пространственного восприятия,

- зрительной памяти,

- наглядно-образного мышления,

- способности к целостной переработке информа­ции,

- моторики,

- фонематического слуха,

- речи.

Поэтому коррекционную речевую работу следует проводить в комплексе с психологической коррекцией.

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 1-ых классов

 

Для большей результативности программой предусмотрены следующие  консультации

Для родителей:

1.«Как подготовить леворукого ребёнка к школе»

2.«Все праворукие по-своему левши.»

3.«Ваш ребёнок- левша»

Для учителей:

1.«Леворукие дети.»

2.«Школьные трудности леворуких.»

3.«Как справиться с проблемами леворуких»

3.Список литературы.

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

— Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

Садовникова ИМ. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997. Дополнительная литература для учащихся:

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных не­сформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). М., 2008;

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несфор­мированностью фонематического слуха. Дифференциация. звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). М., 2005;

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

Список литературы о леворуких детях:

 - М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.

  -А.В.Семенович. Эти невероятные левши.- М., 2007.

        - Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок : диагностика, обучение, коррекция.- С-          Петербург.,2005.

 - М.М.Безруких. Готов ли ребёнок к школе?

 - Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007.

 - М.М.Безруких. Ребёнок идёт в школу.-М., 2000.

- М.М.Безруких. Почему учиться трудно.-М.,1995.

 4.Планирование содержания коррекционной работы

 

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz