ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 19.03.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Леворукие дети

Как  справиться с проблемами леворуких детей.

 

Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы! У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребёнок – один из них?!

 ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ.


Николай Лесков - писатель, автор «Левши»
Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф
Лев Толстой – писатель
Иван Павлов – физиолог
Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер
Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер
Василий Кандинский - живописец и график
Гарри Каспаров – шахматист.

 Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места. В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс. Компьютерный гений Билл Гейтс, тоже левша.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.



13 августа — международный день левшей.
Все полярные медведи — левши.
Некоторые левши обладают способностями экстрасенса.
В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша.
Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей.
Левши под водой видят лучше, чем правши.
На Земле более 500 миллионов левшей.
УЗИ способствует рождению левшей.
В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%.

Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад.

 

Если ребенок – левша, то это каприз природы, а не личная потребность ребенка довести вас до белого каления. Почему до каления?

 

У левшей основные функции выполняет правое полушарие мозга. А это означает, что у них может быть повышенная чувствительность, повышенная ранимость, чрезмерная впечатлительность, тревожность, обидчивость, раздражительность, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость. Может быть.

Но не обязательно будет. Поэтому не надо заранее падать в обморок и готовить себя к «карвололовому» будущему всегда есть возможность его избежать.  Левши составляют 10–20 процентов населения нашей планеты. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило наконец непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

 

Ваш ребёнок левша или амбидекстр?

 

         Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

         Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

         У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи.

         Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается “обоеруким”, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука).

         Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.). а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.

 

Методы определения ведущей руки.

 

         Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: “Найди спичку в одном из коробков”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

         Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.

         Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

         Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

         Раздавать карты (ведущая та рука, которая раскладывает карты).

         Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

         Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

         Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

         Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

         Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

         Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

         Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1 – 1,5 см. друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей  рукой.

 

Переучивать левшей  или нет?

 

          На современном этапе педагоги отказались от этого. Следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз. Левше труднее адаптироваться к школьной жизни, к обучению. Особенно им трудно при обучении письма, чтению и счету. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

*восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

*формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

*выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб- прямоугольник);

*копирования;

*неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

*зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

*очень медленный темп письма.          

                                   

             Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста.

               Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по “маркированной” руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

                 У леворуких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микро-ориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

 

Предупреждение ошибок  у леворуких детей в написании близких по форме букв.

 

          Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

        Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, З, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ букв (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

         Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

        Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

         Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, Х, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках и т.п.

      Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки и траектории движений хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей. Все занятия нужно проводить систематически, но их При выполнении домашних заданий родители этих детей  должны руководствоваться следующими правилами:

*сидеть прямо;

*опираться спиной на спинку стула;

*не опираться грудью на стол;

*ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;

*туловище, голову, плечи держать ровно;

*обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

 

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

          Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

             Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

        Цвет пасты должен быть темно – синим, темно – фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки – 15см, очень коротки и очень длинные ручки, лучше не использовать.

          Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7мм и т.п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто не удобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

 

Внимание! При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: “что будем делать, для чего и как”. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.

*Убедитесь, что ребенок понял инструкции.

*Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.

*Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.

*Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.

*Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

*Первый шаг: учимся правильно сидеть.

*Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

*Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные.

*Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

*Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.

*Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

*Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

*Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).

*Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно.

*Десятый шаг: учим элементы письменных букв.

 

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

 

*нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

*особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;

*необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);

*вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;

*несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

*попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

*выполнить все задания в медленном темпе.

 

 

    Практические рекомендации для учителей, родителей, воспитателей.

 

*Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок подвержен невротизации.

*Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.

*Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.

*Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

*леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;

*леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

*у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

                   

 10 советов  родителям  леворукого  ребёнка.


1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
8. При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.       

     

Список литературы, где вы можете узнать больше о леворуких детях:

 

  • М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.
  • А.В.Семенович. Эти невероятные левши.- М., 2007.
  • Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005.
  • М.М.Безруких. Готов ли ребёнок к школе?
  • Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007.
  • М.М.Безруких. Ребёнок идёт в школу. - М., 2000.
  • М.М.Безруких. Почему учиться трудно. - М.,1995.

 

 

Надеюсь, мне удалось убедить Вас в том, что:

  • леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;
  • леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;
  • у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Удачи Вам, дорогие родители!

 

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сиряк Екатерина Владимировна 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz