Семинар
на тему: «Организация психолого-педагогическо сопровождения несовершеннолетних,
вынуждено покинувших территорию Украины».
25 сентября 2014 года в МБОУ «Центр сопровождения детей» состоялся городской семинар на тему: «Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, вынуждено покинувших территорию Украины».
На семинар были приглашены: педагоги-психологи, социальные педагоги, школьные уполномоченные по правам ребенка.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Миронченко Светлана Юрьевна – главный специалист Управления образования Администрации города Новошахтинска, которая обозначила актуальность выбранной темы с учетом сложившейся ситуации, с вынужденными переселенцами из Украины, в городе.
Башмаченкова Мария Прохоровна – методист МБОУ «Центр сопровождения детей» осветила проблему организации комплексного сопровождения несовершеннолетних вынужденно покинувших территорию Украины.
Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-переселенцев требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной поддержки детей-переселенцев, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде. В решении данной проблемы особая роль отводится как школьному психологу, так и социальному педагогу, а так же школьному уполномоченному по правам ребенка. Мария Прохоровна познакомила участников семинара с логопедической программой «Солнышком согреты», разработанной специалистами Центра, рассчитанной на учащихся 2-4 классов, для которых русский язык не является родным.
О направлении деятельности психолого-педагогической службы по организации психологической помощи детям из семей вынужденных переселенцев рассказала Лушникова Анна Владимировна- заместитель директора МБОУ «Центр сопровождения детей». Она подчеркнула, что для преодоления неблагоприятных последствий стрессовой ситуации требуется целенаправленная психолого-педагогическая помощь. Затем она ознакомила специалистов с рекомендациями по организации данной работы.
Цели психологической помощи в ходе групповой работы с детьми беженцев должны включать:
- обсуждение прошлого травматического опыта, а также моделирование возможного будущего;
- минимизацию негативного восприятия себя как попавшего в кризисную ситуацию;
- выработку средств преодоления кризисной ситуации (психологических, организационных);
- оказание комплексной психологической поддержки, в том числе инструментальной, эмоционально-психологической, ценностно-смысловой и информационной.
Наталья Юрьевна Рекаева – директор МБОУ «Центр сопровождения детей» ознакомила участников семинара с методом дебрифинга главная цель, которого заключается в минимизировании вероятности тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг – это форма кризисной интервенции, которая представляет собой организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессовое или трагическое событие. Натальей Юрьевной был предложен ряд релаксационных упражнений.
Далее она рекомендовала использовать в работе индивидуальную карту психологического сопровождения детей, вынужденных переселенцев из Украины.
В заключении педагог-психолог МБОУ «Центр сопровождения детей» - Федорова Елена Борисовна провела презентацию программы «Толерантность в поликультурном мире России». Программа направлена на формирование толерантного сознания подростков и мотивации школьников на межгрупповое сотрудничество.
Так же Елена Борисовна провела с участниками семинара практическое занятие по оказанию помощи детям с посттравматическим состоянием.
Участниками семинара были приняты следующие рекомендации:
1. Оказывать психологическую помощь детям с посттравматическими реакциями.
2. Проводить индивидуальную психокоррекционную работу с детьми.
3. Проводить групповые психокоррекционные занятия с детьми (группы по возрастам).
4. Проводить групповые занятия для детей по адаптации к новым условиям и профилактика посттравматических стрессовых реакций.
5. Оказывать психологическую помощь детям с травматическими стрессовыми реакциями по запросу родителей.
6. Реализовывать индивидуальные и групповые психопрофилактические программы.
7. Своевременно выявлять и оказывать социальную помощь нуждающимся детям из семей вынужденных переселенцев.