Чем помочь?
В детском коллективе клички обычно придумывают по фамилии или имени, особенности внешности или поведения. Плохо, если высмеивают физический недостаток – это чревато психологической травмой.
Конечно, не всегда и везде взрослые могут сопровождать ребенка и оградить от обидчиков. Задача взрослых – выработать у ребенка правильное отношение к своему дефект. Привести в пример значимых исторических личностей – у Кутузова был один глаз, Суворов - худым и хилым, Наполеон – маленького роста, но все они добились успеха, игнорируя критику окружающих.
Есть три линии поведения взрослых:
- Не вмешиваться и позволить ему самому разобраться;
- Дать совет и вместе выработать линию поведения;
- Самим решать проблему.
Когда ребенок попадает в новый коллектив, обидные прозвища и дразнилки становятся его психологическим испытанием. Лидеры этого коллектива как бы проверяют новичка на прочность.
От дразнилок и обзывалок ребенок испытывает психологический дискомфорт, необходимо подсказать ему способы ответного поведения:
- Игнорировать обидчика (тебя обозвали – сделай вид, что слышишь, уйди в другое помещение);
- Посмеяться вместе (да, моего дедушку тоже так дразнили, вот такая у нас смешная фамилия);
- Выразить свои чувства (твои слова мне неприятны, зачем ты пытаешься меня задеть?)
- Ответить (да, я толстая, а у тебя уши лопоухие, ты настоящий слоненок Дамбо).
Научить ребенка, как не надо отвечать на дразнилки: не пускать в ход кулаки, не бежать жаловаться, а найти себе друга, выстраивать дружеские отношения, учиться быть уверенным в себе, создать ситуацию успеха.
социальный педагог
Валентина Федоровна Швырева