ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 19.03.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
как вы оцениваете уровень компетентности администрации и педагогических работников образовательного
Всего ответов: 54
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОБЛЕМА: НЕ УМЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛАМИ

                  ПРОБЛЕМА: НЕ УМЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛАМИ

Вы не замечали новых тенденций в усвоении правил русского языка современными детьми? Вы можете сказать, что дети не знают правил русского языка? Нет, скорее всего, дело обстоит так: зная правила правописания слов в русском языке, многие ученики не умеют применять их на письме. И бывает безумно обидно, когда ваш ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила в диктанте. Предлагаемые нами игры и упражнения позволят соединить «теорию» и «практику», научат ребенка использовать правило в процессе письма, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне.

Данная глава построена следующим образом: в рамках каждой игры дается правило, на закрепление которого игра направлена, а ниже предложен текстовый материал, который позволит ребенку закрепить усвоенное или поможет вам проверить знания ребенка по правилу.

«Полет на Луну»

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Она поможет решить различные задачи: закрепить образ написанного слова, повторить правила орфографии, употреблять слова в различных грамматических формах, то есть поможет в тренировке навыков словоизменения, закреплении навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также в составлении рассказов и пересказов. Игра может проводиться не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество игроков не ограничено.

Возраст играющих – от 5 до 15 лет (в зависимости от заданий).

Игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумать три слова на букву «А», записать пять слов под диктовку, составить предложение по схеме и т.д.). Если задание выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

Примеры заданий.

Все задания помогают лучше усвоить правило на правописание безударных гласных.

 

ПРАВИЛО. Правописание безударных гласных в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: зима – зимний, бежать – бег.

Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (выполняется устно).

1. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево). 2. На носу зверь носит рог и зовется… (носорог). 3. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (вода). 4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища (лиса). 5. Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет (сосулька). 6. Ходит по двору будильник, разгребает лапой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор (петух). 7. принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб (пила). 8. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

Примечание. Ребенок, выполнившее задание, получает право на следующий ход.

Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр…юшка.

Ст…ят в поле с…стрички – желтый гл…зок, белые реснички.

С…дит – з…ленеет, л…тит – пож…лтеет, уп…дет – поч…рнеет.

Слово б…ло, да дело ч…рно.

Скажешь с н…готок, а перескажут с л…коток.

Любишь к…таться – люби и саночки в…зить.

В…лков б…яться – в лес не х…дить.

 

Вставь пропущенные буквы и перепиши.

В…сеней тр…пою

Апрель заш…гал.

Везде голубые

Осколки з…ркал.

С улыбкою подружки

Гл…дят в зеркала –

Опять им в…снушки

В…сна прин…сла.

 

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Как ты думаешь, на какую тему составлены эти предложения?

Ос…нь поз…лотила л…са и п…ля.

Пож…лтели д…ревья на л…сных опушках.

Д…твора отправилась в путешествие по л…сным тр…пинкам.

Пот…нул х…лодный в…терок.

 

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай заголовок к этому тексту.

Д…ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр…мые, кр…вые. А в г…рах можно увидеть дер…во в…лосатое. Увидишь и гл…зам не поверишь! Ствол снизу Зв…риной шерстью оброс. Ст…ишь и гладишь м…хнатое дер…во, как собаку.

 

Вставь буквы на месте пропусков.

В…ооне где-то бог послал

Кусочек сыру.

На ель в…рона взобралась,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась,

А сыр во рту д…ржала.

На ту беду л…са бл…зехонько б…жала.

Л…сица видит сыр,

Л…сицу сыр пл…нил.

Плутовка к д…реву на цыпочках подходит,

В…ртит хв…стом, с в…роны глаз не сводит.

 

Грамматическое лото

Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме. В игре могут участвовать от 2 до 5 человек в возрасте от 8 до 15 лет.

Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание «Ь» после шипящих, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, слитное/дефисное написание наречий и т.д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, есть от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке, и картинка, не обязательно, связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

Ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления, соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка. Он раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карточке имеются по одному слову на каждую составляющую) и просит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. При этом у играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила).

Пример игровой карточки грамматического лото для изучения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-. Учитель дает следующие указания:

  • закрыть слово, в котором приставка ПРЕ – имеет значение слова «очень»;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ-  имеет значение присоединения;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ – имеет значение неполного действия;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРЕ – имеет значение, близкое к значению приставки ПЕРЕ-;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ- имеет значение близости.

  В нашем примере контрольным словом будет слово с приставкой ПРИ- в значении близости. Другие игроки контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков).

Игроки могут закончить игру, или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать  с карточки все слова в два столбика – с при ставкой ПРИ – и с приставкой ПРЕ-, а затем придумать с ними предложения или составить целый рассказ, употребляя в се слова. Для рассказа можно использовать и имеющуюся на карточке картинку. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий тут же просматривает написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует в конечном счете преодолению импульсивности при письме – одного из существенных механизмов дисграфии, а также переводу от внешнего контроля со стороны взрослого  и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю.

 

ПРАВИЛО. Выбор приставок ПРЕ-, ПРИ- зависит от значения. Приставка ПРЕ- придает словам следующие значения: высокой степени и качества (можно заменить словами «очень», «весьма») – пребольшой, премудрый; значение «через», «по-иному» (преобразовать, превратить). Приставка ПРИ- придает словам следующие значения: пространственной близости (прибрежный, пришкольный); присоединения, прибавления, приближения (приделать, пригибать); совершения действия в неполной мере или на ограниченный срок (присесть, приостановить); доведение действия до конца (приглушить, придумать); совершение действия в чьих- либо интересах (приберечь, припрятать).

 

  ПРЕ- или ПРИ-? Объясни, почему выбрана именно такая приставка?

Пришкольный, приписать, пришить, премудрый, преувеличить, прикатиться, непрерывный, приморский, приклеить, приехать, превозмочь, преподаватель, приготовить, прескверный, прилепить, непреодолимый, приободриться, приползти, предобрый, приправа, приставить, преломление.

 

Вставь буквы. Спиши слова, разделив на два столбика: с приставкой ПРЕ- и ПРИ- (в каждом столбике должно получиться по 13 слов).

Пр…мчаться, пр…вязать, пр…скучный, пр…рвать, пр…дорожный, пр…возмочь, пр…открыть, пр…станционный, пр…скакать, пр…смешной, пр…гласить, пр…одоление, пр…тупиться, пр…бавить, пр…кусить, пр…градить, пр…образить, беспр…страстный,пр…сытиться, пр…тихнуть, пр…следовать, пр…ступник, пр…порошить, пр…восходный, непр…взойденный, пр…увеличение.

 

А теперь посмотри на  слова  и запомни: в этих словах ПРЕ- и ПРИ - - не приставки, а сочетания букв, их написание нужно запомнить:

президент

неприхотливый

премьера

приватный

президиум

привередливый

преамбула

приверженец

прельщать

привидение

преследовать

привилегия

претензия

придирчивый

пресечь

примитивный

престиж

приоритет

прекращать

причудливый

 

 

Приставка или нет? Выпиши слова  только с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Прискорбный, приверженец, причудиться, преградить, пристанище, премия, прилежание, пригорок, призовой, приколоть, неприметный, препарат, превосходный, премудрость, премировать, престиж, признание, природа, приторный, принцип, притормозить.

 

Объясни различие в написании приставок, составь словосочетания.

Предание – придание, претворить – притворить, пребывать – прибывать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, преходящий – приходящий.

 

Сказки – небылицы

Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила- была ПРИдумка. Она любила ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала себе платье. ПРИмерила – неПРИятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. «ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» - ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь, специально для ПРЕкрасной ПРЕ. «ПРЕмного благодарна», - ответила ПРЕ».

А вот еще одна сказка, придуманная Сережей Ивановым (12 лет) после изучения темы «Слитное и раздельное написание ПОЛ-, ПОЛУ-» : «В ПОЛвторого я проснулся от чьего-то ПОЛУшепота на ПОЛУострове. Неожиданно я согнулся в ПОЛУовал и не смог выговорить и ПОЛслова. Все потому, что вчера мы с друзьями играли и в игре пробежали ПОЛ-острова, проплыли ПОЛморя, потом устали и уже на ПОЛдороги поймали ПОЛУэкипаж. Мы проехали ПОЛ всей горной дороги, нас высадили и мы прошли ПОЛ-луга до дома самостоятельно. Вот так весело живется всем мальчишкам на нашем ПОЛУострове!»

 

«Словесный бой»

Игра тренирует навыки применения теоретических знаний (склонения существительных, спряжения глаголов, система родов существительных и т.д.), повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, то есть эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.

Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6 х 6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результатов.

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков старше 12 лет.

Сначала игроки выбирают тему, например «Животные». Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонтали, ил по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое. Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, то есть ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, в свободную часть выписываются получившиеся слова. Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 – 6 очков, из 4 – 5 очков, из 3 – 3 очка, из 2 – 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

Ниже представлен пример заполненного игрового поля в игре «Словесный бой»: лисица – 8 очков, осел – 5 очков, барс – 5 очков, бык – 3 очка, лось – 5 очков, собака – 8 очков, рысь – 5 очков, слон – 5 очков. Всего 44 очка: о г о с е л с в б а р с ь у а ш ы л б ы к о с о я р а ф ь н.

 

л

и

с

и

ц

а

о

г

о

с

е

л

с

в

б

а

р

с

ь

у

а

ш

ы

л

б

ы

к

о

с

о

я

р

а

ф

ь

н

 

«Пасьянс, ил Игра в карты»

При изучении теоретических тем можно использовать принцип игры в карты. Такая игра закрепляет теоретические знания, обогащает словарный запас, развивает память и внимание ребенка.

Материал: несколько пар карточек с синонимами (антонимами).

Количество играющих: от 2 человек.

Каждому участнику раздаются по 4 карты, все остальные выкладываются в «базар». Играющие по очереди показывают друг другу карты, если совпадает парочка, то она остается у того, кто показывал карту. После того как были показаны карты, из «базара» набирается по три карты. Выигрывает тот, кто наберет больше парочек.

Материал для карт при изучении синонимов:

большой – огромный;

свитер – кофта;

трудный – сложный;

супруга – жена;

синий – небесный;

дождь – ливень;

серый – мышиный;

сырой – мокрый;

игрушка – кукла;

солдат – воин;

врач – доктор;

рыдать – плакать;

волшебник – колдун;

балерина – танцовщица.

 

Материал для карт при изучении антонимов:

большой – маленький;

ребенок – взрослый;

небо – земля;

холодильник – печка;

море – суша;

лето – зима;

утро – вечер;

радостно – грустно;

легкий – трудный;

сказка – реальность;

черный – белый;

пушистый – гладкошерстный.

темный – светлый;

 

 

Материал для карт при изучении однокоренных слов. Каждый комплект состоит из 4 карточек:

Печать – печатный – печатать – печатник;

Печь – печурка  - печеный – выпечка;

Лев – львиный – львица – львенок;

Левый – влево – левша – слева;

Белый – белеть – белок – белизна;

Белка – бельчонок – беличий – бельчата;

Стол – столовая – столик – столешница;

Сто – сотый – сотня – сотник;

Горе – горевать – пригорюнился – горюшко;

Гора – пригорок – горочка – гористый;

Водить – водила – водитель – проводник;

Вода – подводник – водяной – водянистый.

 

«Граммино»

Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изготовить 28 карточек-фишек, каждая  из которых поделена на две части: в одной части помещена буква, в другой – слово с пропущенной буквой. Для каждого правила требуется свой комплект фишек. В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек, каждый из которых берет по 7 карточек. Неразобранные карточки откладываются в «базар». Любым способом определяется игрок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои карточки к одному или другому концу выложенной карточки, образовывая цепочку, так, чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «базар» и берет карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки.

Комплекты игры разрабатываются для различных правил: правописание безударных гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание «Ъ» и «Ь», падежные окончания существительных.

 

«Лотограм»

Игра помогает усвоить правила правописания проверяемых безударных гласных в корне, сомнительных и непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных. Для игры нужны 36 больших карточек, на которых написаны слова с пропущенными проверяемыми буквами, и 36 маленьких карточек, на которых написаны проверочные слова. Для каждого правила требуется свой комплект карточек. В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. Большие карточки со словами раздаются поровну всем игрокам, затем выбирается ведущий, который забирает маленькие карточки с проверочными словами. Ведущий громко называет проверочные слова. Если слово подходит кому-то из игроков, тот кричит: «Моё!», забирает карточку и кладет ее на нужное слово. Выигрывает то игрок, который первым закроет слова на всех своих карточках.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правило «Звонкие и глухие согласные»

 

Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг,

Электрический … (утюг)

 

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке –

По ней люди все идут. (переход)

 

Сам не ем, а людей кормлю. (ложка)

 

Утка в воде, а хват на горе. (ковш)

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла. (зонт)

 

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду. (велосипед)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (пирог)

 

Между двух светил

Я в середине один. (нос)

 

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (снег)

Я над речкою лежу,

Оба берега держу. (мост)

 

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лед)

Сверху льется, не разобьется.

День и ночь кричит,

А голос не устает. (водопад)

 

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады. (мороз)

 

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется? (пруд)

 

В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (прорубь)

 

Месяц – новец

Днем на поле блестел,

К ночи на небо слетел. (серп)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает… (дождь)

 

Всегда темен, когда очень светло,

Всегда холоден, когда очень тепло. (погреб)

Сто один брат, все в один ряд,

Вместе связаны стоят. (изгородь)

 

Маленький мальчик

Всем под ноги смотрит. (порог)

Всем нужен на ужин,

А не всякий сделает. (хлеб)

Ходит полем из края в край,

Режет черный каравай. (плуг)

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Правило «Безударные гласные»

 

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (пила)

 

Кулик не велик,

Сотне ребят велит:

То сядь да учись,

То встань – разойдись. (звонок)

 

Скоро ест, а мелко жует,

Сама глотает

И другим не дает. (пила)

 

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зима)

 

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолет)

 

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (глаза)

 

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (волосы)

 

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (весна)

 

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осень)

 

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

 

Маленький, удаленький,

громче всех свистит. (свисток)

 

Пробегает рощу

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (река)

 

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (гроза)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (волна)

 

Согнута в дугу, летом – на лугу.

Зимой – на крюку. (коса)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручеек)

 

Летит птица крылата

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. (стрела)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем. (роса)

Штучка – одноручка,

Носочек стальной,

А хвост льняной. (игла и нитка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правило «Слова с мягким знаком»

 

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит. (письмо)

 

Что было вчера

И что будет завтра? (день, ночь)

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

 

Ежедневно в шесть утра,

Я тещу: - Вставать пора! (будильник)

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (дверь)

 

В воде родится, а воды боится. (соль)

Льется речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим. (коньки)

 

У двух матерей

По пять сыновей –

Одно имя всем. (пальцы руки)

 

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу. (медведь)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (сосулька)

 

Чего хочешь – того не купишь,

Чего не надо – того не продашь. (молодость и старость)

 

Что на свете всех быстрее? (мысль)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (огонь)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закружила, замела,

Стала улица бела. (метель)

 

Лежит на земле:

Ни закрасить,

Ни соскоблить, ни завалить. (тень)

Закопай – не гниет,

Кинь в воду – поплывет,

Брось в огонь – жару добавит. (уголь)

 

Весь мир кормлю, а сама не ем. (земля)

 

Все меня топчут,

 а я все лучше. (тропинка)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

 

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (желудь)

 

Кто на своей голове лес носит? (олень)

Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

за что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица)

 

 

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правило «Одушевленные предметы»

 

Помогите малышам.

Потерялись дети мам.

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

 

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после – в улей мчится пулей,

И что-то прячет в уголок? (пчела)

 

Вьется веревка, на конце головка. (змея)

Жеребенок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший –

Не догонит мама - … (лошадь)

 

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод,

Красавица птица-дикарка,

Как белое диво плывет. (лебедь)

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла… (гусыня)

 

Она, как змейка,

В траве мелькнет, хвостом виляет.

Хвост оборвет – другой наживет. (ящерица)

Верблюжонок у ворот

Маму жалобно зовет,

Не бойся – не заблудится,

Придет домой … (верблюдица)

 

У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

 

Не солнце, не огонь, а светит (светлячок)

Что стряслось у индюшат?

Почему они спешат?

У сарая за кадушкой,

Червяка нашла… (индюшка)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

- Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама - … (утка)

 

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

 

 

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться

Мама ослика - … (ослица)

 

Мы – лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (муравьи)

Малыши и мамы рады –

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят. (Я. Пишумов)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (лягушка)

 

Удачи вам, дорогие родители!

Материал подготовила, используя методическое пособие «Пишу без ошибок» А.Е.Соболева. Е.Н.Емельянова СПб: Питер 200г. учитель-логопед высшей категории  МБУ  Центр «Успех» Сиряк Екатерина Владимировна.

 

 

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz