ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ" Главная | Регистрация | Вход |
Вторник, 19.03.2024, 14:22 Приветствую Вас Гость | RSS |
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
АНАЛИЗ деятельности специалистов МБОУ «Центр сопровождения детей» в 2014-2015 учебном году
АНАЛИЗ деятельности специалистов МБОУ «Центр сопровождения детей» в 2014-2015 учебном году Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» города Новошахтинска реализует свою деятельность уже более 21 года и действует на основании Устава МБОУ «Центр сопровождения детей» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" № 273-РФ от 29.12.2012г. Целью деятельности является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет, имеющим проблемы в развитии, а также родителям (лицам их замещающих), педагогам. В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:
Деятельность специалистов Центра осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами по службе практической психологии (федеральными, региональными, муниципальными) и планом работы службы. Сложившийся на данный момент коллектив из 13 высококвалифицированных педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, социальных педагогов, постоянно работает над повышением качества комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предоставляемой обучающимся и воспитанникам; формированием самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе. Документация, которую ведут специалисты, делится на рабочую (текущую) и отчетную. В рабочей документации фиксируется своя деятельность. К такой документации относятся: - учебный план (в нем отражены нормы расхода времени на каждый вид деятельности) - график работы - циклограмма деятельности -журнал учетов виды работы, который позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые в течение года. Благодаря наличию всего объема информации, специалист успешно проводит анализ проделанной работы за год, получает необходимые отчетные статистические данные. Постоянно ведется, и сдается либо в течение года, либо в конце, следующая отчетная документация: -количественный анализ за каждый месяц, полугодие и год -аналитический отчет о работе за год - индивидуальные карты сопровождения на учащихся Данная документация является непосредственным отражением содержания деятельности специалистов. Формы и содержание деятельности специалистов Центра в рамках сопровождения включали следующие направления: диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, профилактическая, просветительская и организационно-методическая деятельность, определение и корректировка индивидуального образовательного маршрута. Особое внимание было уделено детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в кризисном состоянии. В систему работы были включены превентивные мероприятия по профилактике безнадзорности, формированию зависимого поведения. За время деятельности Центра был накоплен большой опыт в решении многих сложных вопросов, таких как:
В 2014-2015 учебном году практическую психологическую помощь в Центре получили 1917 человек. Деятельность специалистов осуществляется по следующим направлениям:
1.1 диагностическая деятельность педагогов-психологов Диагностика является одним из основных видов деятельности педагогов- психологов наряду с консультированием и работой по учебным программам. Основная задача диагностики - углубленное психолого-педагогическое изучение возможностей детей и подростков для оказания помощи в решении проблем ребенка. Проводимые педагогами-психологами диагностические обследования, используются в исследовании следующих сфер: Неотъемлемой частью деятельности Центра является постоянно действующая ПМПК. ПМПК является основным структурным подразделением МБОУ «Центра сопровождения детей» Целью Комиссии является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК разрабатывает рекомендации по обучению, воспитанию, медицинской поддержке, социальной адаптации и интеграции в соответствующие образовательные условия детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении и социальной защите. Рекомендации обязательны для исполнения администрациями образовательных организаций при условии согласия родителей (или законных представителей), кроме этого реализует диагностико-консультативную деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии, проблемами в обучении и воспитании, обучающимися в образовательных организациях города. В состав комиссии входят: председатель ПМПК, педагог-психолог, учитель логопед, учитель-дефектолог, врач-психиатр, секретарь комиссии. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Основными направлениями деятельности ПМПК являются: - проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) детей в возрасте от 3 до 18 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; - подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждения, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций, в том числе подготовки заключения с рекомендациями для повторного обучения либо, обучения по индивидуальному учебному плану, а также обучения по адаптированным образовательным программам; - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; - оказание учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; - участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; - подготовка заключения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья по участию в государственном выпускном экзамене; - подготовка рекомендаций по оказанию несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Психолого-педагогическое и медико-социальное обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обследование ребенка осуществляется индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих ситуаций, с учётом требований профессиональной этики (соблюдением профессиональной тайны). Запись на проведение обследования ребенка в ПМПК осуществляется при подачи документов. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют соответствующие документы. Заключение комиссии оформляется в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, председателем комиссии, руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), заверяются печатью и подписью и носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Родителям (иным законным представителям) выдаётся заключение с соответствующими рекомендациями, которое является основанием (только с согласия родителей) для изменения программы обучения или вида образовательного учреждения. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Работа психолого-медико-педагогической комиссии в этом учебном году прошла в соответствии с графиком и соблюдением действующей нормативно-правовой базы и прав детей и их родителей (законных представителей). За отчетный период было обследовано 105 детей с заполнением протоколов, имеющие следующую структуру дефекта: - парциальная несформированность ВПФ- 54 человека - тотальное недоразвитие ВПФ (легкое) – 23 человека - тотальное недоразвитие ВПФ (умеренное) – 14 человек - тотальное недоразвитие ВПФ (тяжелое) – 5 человек - без нарушений- 9 человек На ПМПК были направлены дети из МБДОУ д/с №№ 7,10, 16, 23, 25, 32; дети и подростки из общеобразовательных школ № 1, 3,4, 7, 8,14, 24, 25, 27, 31, 34, 37, 38, 40, 79, а также из школы-интерната № 33, С (К) ОУ 8 вида, из семьи, МСЭ, ГБУ СОН РО СРЦ 1.2 Диагностическая деятельность учителей-логопедов Формы и содержание деятельности учителей-логопедов в рамках речевого сопровождения включают следующие направления: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса, определение и корректировка индивидуального образовательного маршрута. Всего в этом учебном году было продиагностировано учителями-логопедами 238 учащихся. Всего выявлено детей с нарушением речи - 141. Структура нарушений зачисленных: ФН-42чел, ФФН- 69 чел, ОНР- 1 чел. Нарушение чтения и письма: ФФН- 45 чел. 1.3 Диагностическая деятельность учителя-дефектолога Целью диагностики учителя-дефектолога являлось выявление познавательных возможностей у учащихся разных возрастных групп и построение дальнейшей коррекционно-развивающей деятельности. За 2014-2015 учебный год учителем - дефектологом было продиагностировано 78 учащихся из разных образовательных учреждений. В этом учебном году увеличилось количество несовершеннолетних, которым необходима помощь учителя-дефектолога на 17%. II. Консультирование 2.1 Консультативная деятельность педагогов-психологов Консультирование педагогами-психологами проводилось с целью оказания конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощи в формировании новых установок и принятии собственных проблем. Процесс консультирования обычно проходит в два этапа: первичное консультирование (во время которого собираются основные данные, и уточняется запрос) и повторное консультирование(для получения более объективной информации с помощью диагностических методов и определения дальнейшей работе по проблеме). Повторные консультации в основном носят системный характер, где обсуждается динамика работы с ребенком и уточняются рекомендации. В течение учебного года педагогами-психологами было проведено 537 консультации. Из них родителям-422, детям-55, педагогам-27, узким специалистам- 23 консультация. Всего получили консультации 505 человек. 2.2 Консультивная деятельность учителей-логопедов В текущем учебном году учителями-логопедами были даны 389 консультаций: родителям – 313, педагогам и узким специалистам – 76 Детей и подростков специалисты консультировали по вопросам взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, профессионального самоопределения, семейных конфликтов и их профилактики, переживания кризисных ситуаций. Родители получали консультации по результатам проведенных обследований их детей, коррекционно-развивающих занятий, по изменению отношений в семье и поведении, а также изменению стиля и методов семейного воспитания. Педагоги общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений были проконсультированы по вопросам взаимодействия с детьми, урегулированию конфликтных ситуаций внутри детского коллектива и в семье, нормализации межличностных отношений в классе, группе, по работе с детьми группы «риска», формированию лидерской группы, а также по ведению документации. Специалистами Центра были даны рекомендации педагогам по повышению самооценки, по профилактике эмоционального и профессионального выгорания. III.Коррекционно- развивающая работа Одной из приоритетных задач деятельности МБОУ «Центр сопровождения детей» является социально-психологическая коррекция и профилактика различного рода нарушений детей и подростков. Данная цель осуществлялась через реализацию индивидуальных и групповых дополнительных образовательных программ психолого-педагогического сопровождения, психопрофилактики и психокоррекции. В работе специалистами Центра использовались следующие программы:
3.1 Коррекционно-развивающая работа педагогов-психологов Коррекционно-развивающая работа педагогов-психологов строилась на основании диагностических обследований. В течение этого учебного года всего психокоррекционную помощь получили 335 человек. В процессе этой деятельности было проведено1139 занятий. Коррекционные занятия проводились как в индивидуальной, так и в групповой форме. Индивидуальные и групповые занятия были направлены на коррекцию познавательных процессов, повышение мотивации, личностный рост и снятие депрессивных (в том числе и аутоагрессивных) тенденций. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа строилась на основе программ индивидуального сопровождения с учетом психологических особенностей каждого ребенка. В 2014-2015 учебном году данной формой помощи было охвачено 73 несовершеннолетних, которые посетили 930 занятий. На индивидуальном сопровождении у педагогов-психологов в текущем учебном году находилось 12 учащихся школ города, находящихся в кризисном состоянии. С ними проводилась работа по формированию навыков адекватного эмоционального отреагирования, по снижению тревожности, по созданию условий для формирования позитивного образа «Я» и позитивного образа окружающего мира через самосознание, саморегуляцию и целеполагание. В ходе коррекционного процесса педагогами-психологами активно использовались ресурсы комнаты психологической разгрузки, позволяющие повышать эффективность воздействия за счет включения дополнительных методов стимуляции. С этого учебного года проводится комплексное сопровождение (педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед) с детьми с проблемами в развитии и обучении. На начало года были сформированы группы по возрастам и ведущему диагнозу, которые один раз в неделю занимаются на базе Центра у выше перечисленных специалистов. На комплексном сопровождении находилось 18 учащихся. Занятия проводятся по следующим программам:
По результатам первой четверти (из бесед с родителями и учителями) было выяснено, что дети повысили успеваемость по русскому языку и чтению. Значительно улучшились грамматический строй речи, связная речь. У обучающих в процессе занятий наблюдается повышение мотивации обучения (дети посещают все занятия) и улучшение общего эмоционального фона. В числе сопровождаемых детей есть дети-инвалиды с различными диагнозами, которым оказывается индивидуальная психолого-педагогическая помощь. В этом учебном году различную поддержку получили 13 детей-инвалидов. Для учащихся, которые по различным причинам семейного характера не посещают занятия в Центре, нашими специалистами были разработаны совместные рекомендации для педагогов-психологов, классных руководителей, которые были переданы в образовательные учреждения города по месту обучения данных учащихся. Особое внимание нашими специалистами было уделено детям, прибывшим с территории Украины, которые были взяты на совместное сопровождение педагогами-психологами и учителями-логопедами. ( отражено в таблице1) Таблица 1
Основной метод групповой работы – психологический тренинг с использованием ролевых игр, моделирования, групповых дискуссий, интерактивных технологий. В течение 2014-2015 учебного года педагогами-психологами было укомплектовано 32 группы, в которых занималось 262 человека. Всего за учебный год было проведено 209 занятий. Отслеживание эффективности дополнительных образовательных программ осуществлялась каждым специалистом при помощи диагностики на входе, промежуточной и заключительной диагностик. 3.2 Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов Основной целью коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов в 2014-2015 учебном году являлась коррекция речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование полноценных предпосылок к продуктивному усвоению программы, обучению русскому языку детей с речевыми нарушениями. Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи: - анализ структуры дефекта каждого ребенка и пути коррекции; - коррекция речевого и познавательного развития речи; - привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций; - разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). Коррекционная речевая работа осуществлялась индивидуально и фронтально. В течение указанного периода индивидуальные коррекционные занятия посетили 64 человека. В процессе этой деятельности было проведено 875 занятий. Основные направления этой работы: устранение нарушений звукопроизношения, формирование языкового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Фронтальные коррекционные занятия проводились по программам, нацеленным как на коррекцию нарушений устной и письменной речи, так и на своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения общеобразовательных программ. Такие занятия проводятся по запросам образовательных учреждений. В 2013-2014 учебном году была продолжена коррекционная речевая работа с детьми дошкольного возраста, посещающими МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования». На базе этого образовательного учреждения учителем-логопедом Центра два раза в неделю проводились индивидуальные коррекционные занятия. В результате этой работы 18 детей дошкольного возраста получили своевременную логопедическую помощь. Все дети были выпущены с речью «норма». 3.3 Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога Одной из основных причин труднообучаемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического состояния ребенка, которое ведет к тому, что каждый второй является хронически неуспевающим с первых лет обучения в школе. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяет ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляет общество. Целью работы учителя - дефектолога было определение путей помощи данной категории учащихся. Для достижения данной цели ставились следующие задачи: - активизация процессов индивидуального развития школьников - коррекция и компенсация выявленных нарушений через сотрудничество с другими специалистами Центра - формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. В работе использовалась индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальной формой работы было охвачено 40 человек, групповой- 38. Всего было проведено 1046 занятий В этом учебном году увеличилось количество детей, получивших психокоррекционную помощь на 42%. Для организации занятий учителем-дефектологом была разработана педагогическая коррекционно-развивающая программа «Мир вокруг нас», рассчитанная на 34 часа. Программа предусматривала работу над развитием графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления и воображения. Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа на основе первичной диагностики. IV. Психопрофилактическая работа В 2014-2015 учебном году специалисты Центра продолжили работу по профилактике безнадзорности, правонарушений, зависимого поведения. Актуальность проблемы профилактики употребления ПАВ определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Однако, как бы не складывалась ситуация, общество требует гарантировать помощь и поддержку любому ребёнку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Поэтому поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребёнком и его окружением для конструктивного решения актуальных проблем развития представляют собой ядро деятельности муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Основными целями Центра в этом направлении являются:
В 2014-2015 учебном году педагогами-психологами Центра реализовывались следующие дополнительные образовательные программы психопрофилактической направленности: - «Волшебная страна чувств»; «Я и мой мир» «Здоровье детей - здоровье нации»; «Страна Здраволюбия»; «Формула успеха», «Я и закон», «Твой выбор-жизнь». Целями данных программ было развитие навыков социализации, саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам и давлению, профилактика зависимого поведения, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей. Данными программами было охвачено 203 учащихся из МБОУ СОШ № 33,31,20, 8,16. С целью усиления информированности подростков, родителей, педагогов по проблемам раннего выявления негативных явлений в подростковой среде в городе на протяжении длительного периода работает межведомственная лекторская группа, в состав которой входят педагоги-психологи Центра сопровождения. По плану работы лекторской группы специалистами Центра были проведены профилактические занятия с детьми и подростками в МБОУ СОШ № 1,3,7,27,28, 79, 16, 14, 8, 20, 25, 37, 34 по следующей тематике: - «Как отказать и не потерять друзей»; - «Умение сказать «нет»; - «Достижение психологического комфорта без употребления ПАВ»; - «Мы за здоровый образ жизни». - «ПАВ-угроза для будущего» - «Скажи наркотикам НЕТ!» - «Шаги к уверенности» Данным видом деятельности было охвачено около 300 учащихся. На основе сотрудничестве Центра с КДН и ЗП Администрации города Новошахтинска в 2014-2015 учебном году специалисты Центра участвовали в 27 заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. По решению комиссии специалистами Центра на сопровождение взято 12 несовершеннолетних. Из них склонных к употреблению ПАВ – 4 человека. С каждым подростком осуществляется индивидуальное комплексное социально-психологическое сопровождение, заводится карта сопровождения, где отражены сведения о его семье, условиях проживания и обучения, мероприятия, проводимые специалистами Центра с подростком и его семьей. В рамках реализации подпрограммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в городе Новошахтинске муниципальной программы города Новошахтинска «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Администрацией города от 15.10.2013 №1315, с 27 по 31 октября 2014 года была проведена «Неделя большой профилактики». Целью мероприятия являлось комплексное решение проблем безнадзорности и правонарушений, табакокурения и алкоголизма, защита прав несовершеннолетних, профилактика вредных привычек. В рамках запланированных мероприятий специалисты Центра провели Психологический всеобуч для подростков 5-9 классов «Мы в этом мире» на базе МБОУ ООШ №20, в котором приняло участие 65 обучающихся и Мастер –класс для педагогов МБОУ СОШ № 16 на тему «Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних путем конструктивного разрешения межличностных конфликтов между обучающимися». В мероприятии приняло участие 20 педагогов. В январе- феврале 2015 года в связи с обострившийся ситуацией в городе и в целом по стране с употреблением «спайсов», педагоги-психологи Центра в соответствии с распоряжением Управления образования Администрации города и составленным графиком, провели родительские собрания в Образовательных Учреждениях города с 30.01.15 по 27.02.15 на тему: « Профилактика формирования зависимого поведения у детей и подростков». За данный период было охвачено 17 школ города (16,4,3,8,14,20,5,7,24,25,31,28,37,38,40,1,34), посетили данные собрания около 1037 родителей. 27 апреля 2015 года в профессиональном училище № 58 специалистами МБОУ «Центр сопровождения детей» проведены «Психологические старты» для студентов, в рамках профилактики ПАВ. В мероприятии приняло участие 80 подростков |
ПМПК
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|
|||||||||||||||