АНАЛИЗ
деятельности специалистов МБОУ «Центр сопровождения детей»
в 2014-2015 учебном году
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» города Новошахтинска реализует свою деятельность уже более 21 года и действует на основании Устава МБОУ «Центр сопровождения детей» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" № 273-РФ от 29.12.2012г.
Целью деятельности является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет, имеющим проблемы в развитии, а также родителям (лицам их замещающих), педагогам.
В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:
- Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и социальной адаптации.
- Оказание помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. Проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних. Разработка эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обследования.
- Осуществление индивидуально ориентированной медицинской, психологической, логопедической, дефектологической и социальной помощи детям.
- Определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с ограниченными возможностями здоровья на основании диагностики.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей, вынужденно покинувших территорию Украины.
- Раннее выявление и профилактика кризисных ситуаций у несовершеннолетних. Осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, находящихся в кризисных ситуациях и испытывающие кризисные состояния.
- Осуществление комплексных психолого-педагогических мероприятий направленных на профилактику ПАВ и профилактику формирования зависимого поведения.
- Комплексное сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных в случае и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
- Повышение уровня психологической компетентности родителей и лиц их замещающих в области формирования у детей социально значимых качеств, необходимых для успешной социализации ребёнка.
- Оказание методической помощи педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, социальным педагогам образовательных учреждений по вопросам профессиональной деятельности.
Деятельность специалистов Центра осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами по службе практической психологии (федеральными, региональными, муниципальными) и планом работы службы.
Сложившийся на данный момент коллектив из 13 высококвалифицированных педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, социальных педагогов, постоянно работает над повышением качества комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предоставляемой обучающимся и воспитанникам; формированием самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе.
Документация, которую ведут специалисты, делится на рабочую (текущую) и отчетную.
В рабочей документации фиксируется своя деятельность. К такой документации относятся:
- учебный план (в нем отражены нормы расхода времени на каждый вид деятельности)
- график работы
- циклограмма деятельности
-журнал учетов виды работы, который позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые в течение года. Благодаря наличию всего объема информации, специалист успешно проводит анализ проделанной работы за год, получает необходимые отчетные статистические данные.
Постоянно ведется, и сдается либо в течение года, либо в конце, следующая отчетная документация:
-количественный анализ за каждый месяц, полугодие и год
-аналитический отчет о работе за год
- индивидуальные карты сопровождения на учащихся
Данная документация является непосредственным отражением содержания деятельности специалистов.
Формы и содержание деятельности специалистов Центра в рамках сопровождения включали следующие направления: диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, профилактическая, просветительская и организационно-методическая деятельность, определение и корректировка индивидуального образовательного маршрута. Особое внимание было уделено детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в кризисном состоянии. В систему работы были включены превентивные мероприятия по профилактике безнадзорности, формированию зависимого поведения.
За время деятельности Центра был накоплен большой опыт в решении многих сложных вопросов, таких как:
- проблемы детско-родительских отношений;
- нарушения в поведении и развитии ребенка;
- профилактика насилия и жестокого обращения с детьми;
- профилактика суицидов;
- работа с кризисными состояниями и их последствиями;
- психологическая помощь после экстремального или чрезвычайного события;
- профессиональное выгорание специалистов системы образования;
- и многие другие проблемы.
В 2014-2015 учебном году практическую психологическую помощь в Центре получили 1917 человек.
Деятельность специалистов осуществляется по следующим направлениям:
- Диагностика
1.1 диагностическая деятельность педагогов-психологов
Диагностика является одним из основных видов деятельности педагогов- психологов наряду с консультированием и работой по учебным программам. Основная задача диагностики - углубленное психолого-педагогическое изучение возможностей детей и подростков для оказания помощи в решении проблем ребенка.
Диагностика эмоционально-волевой сферы помогает установить причины неадекватного поведения и реагирования ребенка, выявить тревогу и агрессию, правильно подобрать корректирующие упражнения и дать рекомендации родителям, педагогам. Данный вид деятельности обязательно завершается консультацией и, при необходимости, коррекционными мероприятиями.
Проводимые педагогами-психологами диагностические обследования, используются в исследовании следующих сфер:
1. Когнитивной (мышление, внимание, память)
2. Личностной (мотивация, самооценка, система отношений, черты характера, психические состояния)
3. Межличностных и семейных отношений.
В этом учебном году было продиагностировано 887 человек.
Неотъемлемой частью деятельности Центра является постоянно действующая ПМПК.
ПМПК является основным структурным подразделением МБОУ «Центра сопровождения детей»
Целью Комиссии является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
ПМПК разрабатывает рекомендации по обучению, воспитанию, медицинской поддержке, социальной адаптации и интеграции в соответствующие образовательные условия детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении и социальной защите. Рекомендации обязательны для исполнения администрациями образовательных организаций при условии согласия родителей (или законных представителей), кроме этого реализует диагностико-консультативную деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии, проблемами в обучении и воспитании, обучающимися в образовательных организациях города.
В состав комиссии входят: председатель ПМПК, педагог-психолог, учитель логопед, учитель-дефектолог, врач-психиатр, секретарь комиссии.
При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Основными направлениями деятельности ПМПК являются:
- проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) детей в возрасте от 3 до 18 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждения, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций, в том числе подготовки заключения с рекомендациями для повторного обучения либо, обучения по индивидуальному учебному плану, а также обучения по адаптированным образовательным программам;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
- оказание учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- подготовка заключения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья по участию в государственном выпускном экзамене;
- подготовка рекомендаций по оказанию несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическое и медико-социальное обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обследование ребенка осуществляется индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих ситуаций, с учётом требований профессиональной этики (соблюдением профессиональной тайны).
Запись на проведение обследования ребенка в ПМПК осуществляется при подачи документов.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют соответствующие документы.
Заключение комиссии оформляется в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, председателем комиссии, руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), заверяются печатью и подписью и носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Родителям (иным законным представителям) выдаётся заключение с соответствующими рекомендациями, которое является основанием (только с согласия родителей) для изменения программы обучения или вида образовательного учреждения.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Работа психолого-медико-педагогической комиссии в этом учебном году прошла в соответствии с графиком и соблюдением действующей нормативно-правовой базы и прав детей и их родителей (законных представителей).
За отчетный период было обследовано 105 детей с заполнением протоколов, имеющие следующую структуру дефекта:
- парциальная несформированность ВПФ- 54 человека
- тотальное недоразвитие ВПФ (легкое) – 23 человека
- тотальное недоразвитие ВПФ (умеренное) – 14 человек
- тотальное недоразвитие ВПФ (тяжелое) – 5 человек
- без нарушений- 9 человек
На ПМПК были направлены дети из МБДОУ д/с №№ 7,10, 16, 23, 25, 32; дети и подростки из общеобразовательных школ № 1, 3,4, 7, 8,14, 24, 25, 27, 31, 34, 37, 38, 40, 79, а также из школы-интерната № 33, С (К) ОУ 8 вида, из семьи, МСЭ, ГБУ СОН РО СРЦ
1.2 Диагностическая деятельность учителей-логопедов
Формы и содержание деятельности учителей-логопедов в рамках речевого сопровождения включают следующие направления: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса, определение и корректировка индивидуального образовательного маршрута.
Всего в этом учебном году было продиагностировано учителями-логопедами 238 учащихся.
Всего выявлено детей с нарушением речи - 141.
Структура нарушений зачисленных: ФН-42чел, ФФН- 69 чел, ОНР- 1 чел. Нарушение чтения и письма: ФФН- 45 чел.
1.3 Диагностическая деятельность учителя-дефектолога
Целью диагностики учителя-дефектолога являлось выявление познавательных возможностей у учащихся разных возрастных групп и построение дальнейшей коррекционно-развивающей деятельности.
За 2014-2015 учебный год учителем - дефектологом было продиагностировано 78 учащихся из разных образовательных учреждений.
В этом учебном году увеличилось количество несовершеннолетних, которым необходима помощь учителя-дефектолога на 17%.
II. Консультирование
2.1 Консультативная деятельность педагогов-психологов
Консультирование педагогами-психологами проводилось с целью оказания конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощи в формировании новых установок и принятии собственных проблем.
Процесс консультирования обычно проходит в два этапа: первичное консультирование (во время которого собираются основные данные, и уточняется запрос) и повторное консультирование(для получения более объективной информации с помощью диагностических методов и определения дальнейшей работе по проблеме). Повторные консультации в основном носят системный характер, где обсуждается динамика работы с ребенком и уточняются рекомендации.
В течение учебного года педагогами-психологами было проведено 537 консультации. Из них родителям-422, детям-55, педагогам-27, узким специалистам- 23 консультация. Всего получили консультации 505 человек.
2.2 Консультивная деятельность учителей-логопедов
В текущем учебном году учителями-логопедами были даны 389 консультаций: родителям – 313, педагогам и узким специалистам – 76
Детей и подростков специалисты консультировали по вопросам взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, профессионального самоопределения, семейных конфликтов и их профилактики, переживания кризисных ситуаций. Родители получали консультации по результатам проведенных обследований их детей, коррекционно-развивающих занятий, по изменению отношений в семье и поведении, а также изменению стиля и методов семейного воспитания.
Педагоги общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений были проконсультированы по вопросам взаимодействия с детьми, урегулированию конфликтных ситуаций внутри детского коллектива и в семье, нормализации межличностных отношений в классе, группе, по работе с детьми группы «риска», формированию лидерской группы, а также по ведению документации. Специалистами Центра были даны рекомендации педагогам по повышению самооценки, по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.
III.Коррекционно- развивающая работа
Одной из приоритетных задач деятельности МБОУ «Центр сопровождения детей» является социально-психологическая коррекция и профилактика различного рода нарушений детей и подростков. Данная цель осуществлялась через реализацию индивидуальных и групповых дополнительных образовательных программ психолого-педагогического сопровождения, психопрофилактики и психокоррекции.
В работе специалистами Центра использовались следующие программы:
- индивидуальные
- «Окна в мир ребёнка» (коррекция эмоционально волевой сферы).
- «Семья: мама, папа, я» (гармонизация детско-родительских отношений).
- «Будем говорить правильно» (коррекция звукопроизношения)
- «Мир вокруг нас» (коррекционно-развивающая)
- «Завтра начинается сегодня» (профилактика правонарушений среди несовершеннолетних)
- «Воспитание ценностного отношения к здоровью» (формирование здорового образа жизни)
- групповые
- «Формула успеха» (психопрофилактическая)
- «Я и закон» (психопрофилактическая)
- «Здоровье детей- здоровье нации» (психопрофилактическая)
- «Я и мой мир» (психопрофилактическая)
- «Страна Здраволюбия» (психопрофилактическая)
- «Твой выбор- жизнь» (профилактика кризисных состояний)
- «Волшебная страна чувств» (психопрофилактическая)
- «Лесенка» (коррекционно-развивающая)
- «Я с уроками дружу» (коррекционно-развивающая)
- «Школа родительского мастерства» (детско-родительские отношения)
- «Учимся учиться» (коррекция фонетико - фонематического недоразвития речи (ФФН)
- «Мир звуков и знаков» (коррекция фонетико - фонематического недоразвития речи (ФФН)
- «Солнышком согреты» (коррекция фонетико - фонематического недоразвития речи (ФФН)
- «Программа формирования толерантной личности в условиях полиэтнического общества» (профилактическая)
3.1 Коррекционно-развивающая работа педагогов-психологов
Коррекционно-развивающая работа педагогов-психологов строилась на основании диагностических обследований. В течение этого учебного года всего психокоррекционную помощь получили 335 человек. В процессе этой деятельности было проведено1139 занятий.
Коррекционные занятия проводились как в индивидуальной, так и в групповой форме. Индивидуальные и групповые занятия были направлены на коррекцию познавательных процессов, повышение мотивации, личностный рост и снятие депрессивных (в том числе и аутоагрессивных) тенденций.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа строилась на основе программ индивидуального сопровождения с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
В 2014-2015 учебном году данной формой помощи было охвачено 73 несовершеннолетних, которые посетили 930 занятий.
На индивидуальном сопровождении у педагогов-психологов в текущем учебном году находилось 12 учащихся школ города, находящихся в кризисном состоянии. С ними проводилась работа по формированию навыков адекватного эмоционального отреагирования, по снижению тревожности, по созданию условий для формирования позитивного образа «Я» и позитивного образа окружающего мира через самосознание, саморегуляцию и целеполагание. В ходе коррекционного процесса педагогами-психологами активно использовались ресурсы комнаты психологической разгрузки, позволяющие повышать эффективность воздействия за счет включения дополнительных методов стимуляции.
С этого учебного года проводится комплексное сопровождение (педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед) с детьми с проблемами в развитии и обучении.
На начало года были сформированы группы по возрастам и ведущему диагнозу, которые один раз в неделю занимаются на базе Центра у выше перечисленных специалистов.
На комплексном сопровождении находилось 18 учащихся.
Занятия проводятся по следующим программам:
- Учитель-логопед
- «Учимся учиться» (2-3 класс)
- «Мир звуков и знаков» (4-5 класс)
- Учитель-дефектолог
- «Мир вокруг нас» (1-3 класс)
- Педагог-психолог
- «Лесенка» (2 класс)
- «Я с уроками дружу» (4-5 класс)
По результатам первой четверти (из бесед с родителями и учителями) было выяснено, что дети повысили успеваемость по русскому языку и чтению. Значительно улучшились грамматический строй речи, связная речь.
У обучающих в процессе занятий наблюдается повышение мотивации обучения (дети посещают все занятия) и улучшение общего эмоционального фона.
В числе сопровождаемых детей есть дети-инвалиды с различными диагнозами, которым оказывается индивидуальная психолого-педагогическая помощь. В этом учебном году различную поддержку получили 13 детей-инвалидов.
Для учащихся, которые по различным причинам семейного характера не посещают занятия в Центре, нашими специалистами были разработаны совместные рекомендации для педагогов-психологов, классных руководителей, которые были переданы в образовательные учреждения города по месту обучения данных учащихся.
Особое внимание нашими специалистами было уделено детям, прибывшим с территории Украины, которые были взяты на совместное сопровождение педагогами-психологами и учителями-логопедами. ( отражено в таблице1)
Таблица 1
Общее количество граждан, получивших психологическую помощь (дети и взрослые) |
Из них детей, получивших психологическую помощь |
Количество проведенных психологических мероприятий / получивших помощь в ходе мероприятий
|
Количество педагогов-психологов центра, принявших участие в оказании помощи |
||
Индивидуальная помощь |
Групповая помощь |
Информационно-психол. поддержка |
|||
25 |
19 |
5 |
12 |
8 |
4 |
Основной метод групповой работы – психологический тренинг с использованием ролевых игр, моделирования, групповых дискуссий, интерактивных технологий. В течение 2014-2015 учебного года педагогами-психологами было укомплектовано 32 группы, в которых занималось 262 человека. Всего за учебный год было проведено 209 занятий.
Отслеживание эффективности дополнительных образовательных программ осуществлялась каждым специалистом при помощи диагностики на входе, промежуточной и заключительной диагностик.
3.2 Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов
Основной целью коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов в 2014-2015 учебном году являлась коррекция речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование полноценных предпосылок к продуктивному усвоению программы, обучению русскому языку детей с речевыми нарушениями. Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ структуры дефекта каждого ребенка и пути коррекции;
- коррекция речевого и познавательного развития речи;
- привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций;
- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Коррекционная речевая работа осуществлялась индивидуально и фронтально. В течение указанного периода индивидуальные коррекционные занятия посетили 64 человека. В процессе этой деятельности было проведено 875 занятий.
Основные направления этой работы: устранение нарушений звукопроизношения, формирование языкового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Фронтальные коррекционные занятия проводились по программам, нацеленным как на коррекцию нарушений устной и письменной речи, так и на своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения общеобразовательных программ. Такие занятия проводятся по запросам образовательных учреждений.
В 2013-2014 учебном году была продолжена коррекционная речевая работа с детьми дошкольного возраста, посещающими МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования». На базе этого образовательного учреждения учителем-логопедом Центра два раза в неделю проводились индивидуальные коррекционные занятия. В результате этой работы 18 детей дошкольного возраста получили своевременную логопедическую помощь. Все дети были выпущены с речью «норма».
3.3 Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога
Одной из основных причин труднообучаемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического состояния ребенка, которое ведет к тому, что каждый второй является хронически неуспевающим с первых лет обучения в школе. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяет ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляет общество.
Целью работы учителя - дефектолога было определение путей помощи данной категории учащихся. Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- активизация процессов индивидуального развития школьников
- коррекция и компенсация выявленных нарушений через сотрудничество с другими специалистами Центра
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В работе использовалась индивидуальная и групповая формы работы.
Индивидуальной формой работы было охвачено 40 человек, групповой- 38. Всего было проведено 1046 занятий
В этом учебном году увеличилось количество детей, получивших психокоррекционную помощь на 42%.
Для организации занятий учителем-дефектологом была разработана педагогическая коррекционно-развивающая программа «Мир вокруг нас», рассчитанная на 34 часа.
Программа предусматривала работу над развитием графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления и воображения. Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа на основе первичной диагностики.
IV. Психопрофилактическая работа
В 2014-2015 учебном году специалисты Центра продолжили работу по профилактике безнадзорности, правонарушений, зависимого поведения.
Актуальность проблемы профилактики употребления ПАВ определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.
Однако, как бы не складывалась ситуация, общество требует гарантировать помощь и поддержку любому ребёнку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Поэтому поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребёнком и его окружением для конструктивного решения актуальных проблем развития представляют собой ядро деятельности муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
Основными целями Центра в этом направлении являются:
- Социально-психологическая поддержка семей и детей группы риска, устранение и смягчение (дезактуализация) личностных, семейных конфликтов;
- Разработка и реализация программ коррекции эмоционально - волевой сферы, оптимизация семейных взаимоотношений, успешной социальной адаптации;
- Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни;
- Оказание психолого- педагогической помощи родителям (законным представителям), педагогам и узким специалистам ОУ города.
В 2014-2015 учебном году педагогами-психологами Центра реализовывались следующие дополнительные образовательные программы психопрофилактической направленности:
- «Волшебная страна чувств»; «Я и мой мир» «Здоровье детей - здоровье нации»; «Страна Здраволюбия»; «Формула успеха», «Я и закон», «Твой выбор-жизнь».
Целями данных программ было развитие навыков социализации, саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам и давлению, профилактика зависимого поведения, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей. Данными программами было охвачено 203 учащихся из МБОУ СОШ № 33,31,20, 8,16.
С целью усиления информированности подростков, родителей, педагогов по проблемам раннего выявления негативных явлений в подростковой среде в городе на протяжении длительного периода работает межведомственная лекторская группа, в состав которой входят педагоги-психологи Центра сопровождения. По плану работы лекторской группы специалистами Центра были проведены профилактические занятия с детьми и подростками в МБОУ СОШ № 1,3,7,27,28, 79, 16, 14, 8, 20, 25, 37, 34 по следующей тематике:
- «Как отказать и не потерять друзей»;
- «Умение сказать «нет»;
- «Достижение психологического комфорта без употребления ПАВ»;
- «Мы за здоровый образ жизни».
- «ПАВ-угроза для будущего»
- «Скажи наркотикам НЕТ!»
- «Шаги к уверенности»
Данным видом деятельности было охвачено около 300 учащихся.
На основе сотрудничестве Центра с КДН и ЗП Администрации города Новошахтинска в 2014-2015 учебном году специалисты Центра участвовали в 27 заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. По решению комиссии специалистами Центра на сопровождение взято 12 несовершеннолетних. Из них склонных к употреблению ПАВ – 4 человека.
С каждым подростком осуществляется индивидуальное комплексное социально-психологическое сопровождение, заводится карта сопровождения, где отражены сведения о его семье, условиях проживания и обучения, мероприятия, проводимые специалистами Центра с подростком и его семьей.
В рамках реализации подпрограммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в городе Новошахтинске муниципальной программы города Новошахтинска «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Администрацией города от 15.10.2013 №1315, с 27 по 31 октября 2014 года была проведена «Неделя большой профилактики».
Целью мероприятия являлось комплексное решение проблем безнадзорности и правонарушений, табакокурения и алкоголизма, защита прав несовершеннолетних, профилактика вредных привычек.
В рамках запланированных мероприятий специалисты Центра провели Психологический всеобуч для подростков 5-9 классов «Мы в этом мире» на базе МБОУ ООШ №20, в котором приняло участие 65 обучающихся и Мастер –класс для педагогов МБОУ СОШ № 16 на тему «Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних путем конструктивного разрешения межличностных конфликтов между обучающимися». В мероприятии приняло участие 20 педагогов.
В январе- феврале 2015 года в связи с обострившийся ситуацией в городе и в целом по стране с употреблением «спайсов», педагоги-психологи Центра в соответствии с распоряжением Управления образования Администрации города и составленным графиком, провели родительские собрания в Образовательных Учреждениях города с 30.01.15 по 27.02.15 на тему: « Профилактика формирования зависимого поведения у детей и подростков». За данный период было охвачено 17 школ города (16,4,3,8,14,20,5,7,24,25,31,28,37,38,40,1,34), посетили данные собрания около 1037 родителей.
27 апреля 2015 года в профессиональном училище № 58 специалистами МБОУ «Центр сопровождения детей» проведены «Психологические старты» для студентов, в рамках профилактики ПАВ. В мероприятии приняло участие 80 подростков