В своей работе я широко использую как на групповых занятиях, так и в качестве домашних заданий коротенькие рассказы со скрытым смыслом различных авторов. Эти рассказы помогают формировать у младших школьников не только технику чтения, но и привычку выполнять общепринятые правила вежливости, учить детей культуре общения, находить скрытый смысл текста. Пословицы и поговорки включены в работу с целью подкрепления тех выводов, которые дети делают о характере поступков и поведения персонажей. Специальные вопросы направлены не только на обучение пересказу текста, но и на то , чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно поступать в данной ситуации. При работе по тексту очень важно избегать назидательности в общении с детьми. Позвольте детям самим сделать вывод из прочитанного.
Товарищ.
Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шёл Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.
*Кто купался в реке?
* Кто стал тонуть?
*Кто спас Петю?
*Какие выводы можно сделать из этого рассказа?
Верный друг.
У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на реку. Волчок пошёл за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу.
*Кто всегда гулял с Наташей?
*Как Наташа оказалась в воде?
* Кто спас Наташу?
Звери в лесу.
В лесу живут разные звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка. Медведь ест мясо и ягоды. Он любит и мёд. Зимой он спит в берлоге. олк ест мясо. Он таскает телят и овец. В лесу он ловит зайцев и других зверей. Лиса очень хитрая . Она ловит зайцев и таскает кур. Белка живёт на дереве в дупле. Она грызёт орехи. Заяц – слабый зверёк. Его спасают ноги и слух. Зимой заяц гложет кору деревьев.
*Какие звери живут в лесу?
* Чем питается – волк, медведь, лиса, заяц, белка?
Корова и волк.
Девочка пасла около оврага корову с телёнком. Вдруг из оврага выскочил волк. Он хотел схватить телёнка. Но корова не дала телёнка. Она прижала телёнка и девочку к дереву. Корова подставила волку рога и громко замычала. Недалеко люди косили траву. Они услыхали корову, прибежали и прогнали волка.
*Кого пасла девочка?
*Кто выскочил из оврага?
* Что он хотел сделать?
*Кто нее позволил?
*Как это произошло?
* Кто прогнал волка?
Синичка.
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.
*Как синичка попала к детям?
*Сколько она у них находилась?
*Когда дети выпустили синичку? Почему?
Злой мальчик.
Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных.»
*Чем была недовольна Жучка?
*Что сделал Володя?
*Чем ответила Жучка?
* Что на всё это ответила мама? Почему?
Собака – санитар.
Один солдат был ранен в руку и в ногу. Он упал. Товарищи ушли далеко. Раненый лежал два дня. Вдруг он слышит: фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у не была сумка с красным крестом: там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Раненый был спасён.
*Что случилось с солдатом?
*Кто его спас? Как?
Хитрая лиса.
Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мёртвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса вскочила и схватила глупую ворону.
*Зачем лиса легла на снег?
*Что хотели сделать с лисой вороны?
*Кто кого перехитрил?
На льдине.
Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла. Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Мальчик тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.
*Почему на реке тронулся лёд?
*Что делал на берегу народ?
*Кого увидели люди на льдине?
*Кто спас собаку? Как?
Муравьи.
Был у дедушки Степана мёд в горшке. Забрались в горшок муравьи и ели мёд. Дедушка видит, дело плохо. Взял он горшок, привязал верёвку и повесил горшок на гвоздь к потолку. А в горшке остался один муравей. Он искал дорогу домой: вылез из горшка на верёвку , потом на потолок. С потолка на стену, а со стены на пол. Муравей показал дорогу другим муравьям. Дедушка Степан снял горшок, а там мёду нет.
*Что было у дедушки Степана?
* Кто туда забрался?
*Что сделал дедушка?
*Как всё – таки муравьи нашли мёд?
Волки.
Дядя Семён ехал из города домой. С ним была собака Жучка.Вдруг из леса выскочили волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди Семёна была хорошая лошадь. Она тоже испугалась и быстро помчалась по дороге. Деревня была близко. Показались огни в окнах. Волки отстали. Умная лошадь спасла дядю Семёна и Жучку.
*Кто ехал домой?
*Кто был с дядей Семёном?
*Кто спас дядю Семёна и Жучку?
О ком говорят эти пословицы: Сам погибай, а друзей выручай.
Плохие товарищи – вещь опасная.
Наши друзья.
В деревне было много садов. Осенью поспевали яблоки и груши. В садах было много птиц. Они выводили птенцов и целый день кормили их червяками. Ребята разорили гнёзда птиц. Птицы улетели из этой деревни. Весной зацвели на яблонях цветы, но червяки забрались в цветы и поели их. Осенью не было на деревьях яблок и груш. Поняли ребята, что птицы спасали их деревья, но было уже поздно.
*Как жила деревня?
*Что сделали деревенские ребята?
*Что из этого получилось?
*Как теперь можно исправить положение?
Минутка.
Митя сел учить уроки. Было семь часов. «Времени у меня много, - подумал Митя, - послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго. Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи. Забежал на минутку Митин товарищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса о прогулке на лыжах . А потом они ещё решили сыграть в шахматы. Мальчики так увлеклись , что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась весь вечер.
Какую же отметку получит Митя завтра в школе?
*Как Митя начинал учить уроки?
* Кто к нему пришёл?
* Что было дальше?
*Какую же оценку завтра получит Миша?
Пословица: Делу время, а потехе – час.
Петя и волки.
Окончились занятия в школе . Пете надо было идти домой через небольшой лесок. Мальчик шёл по знакомой дороге. Уже показалась деревня. Вдруг Петя увидел на опушке леса двух волков. Петя быстро влез на сосну. Волки не могли достать Петю. Они сели около сосны. До вечера просидел Петя на сосне. Вечером ехал мимо охотник Никита и отогнал волков.
*Как Петя возвращался домой?
*Кого увидел Петя на опушке леса*
*Куда спрятался Петя?
* Кто спас Петю?
Запасы белки.
В лесу росла высокая ель. В дупле ели было гнездо белки. Всю осень белка готовила запасы на зиму. Она собирала грибы и ягоды. Нанизывала их на иголки ели и сушила. Потом убирала всё в гнездо. Много орехов собрала белка в дупло. Из шишек она ела ядра, а скорлупки бросала на землю. Всю зиму она была сыта.
*Где жила белка?
*Как она делала запасы на зиму?
* Как белка ела шишки?
Пословица: Лето – припасиха – зима подбериха.
Сорока.
Сорока любит блестящие вещи. Всё, что блестит , сорока тащит в своё гнездо. Увидит белка кусочек стекла- унесёт к себе. Увидит серебряную монету – тоже возьмёт. Раз мама варила в саду варенье. Она положила на стол серебряную ложку. Как только мама отвернулась, сорока подлетела и схватила серебряную ложку. Маленький Сеня увидел это и закричал. Сорока испугалась и выпустила ложку.
*Какие вещи любит сорока?
*Что хотела утащить сорока у мамы?
*Кто спас ложку? Как?
Емеля – охотник.
У Емели был маленький внучек Гришутка. Мальчик был болен. Он стал просить деда принести ему и леса маленького оленёнка. Долго ходил Емеля по лесу и искал оленёнка. Наконец, он увидел недалеко от себя большого оленя и рядом маленького оленёнка. Емеля прицелился и хотел выстрелить. Но не выстрелил. Он пожалел маленького оленёнка. Емеля опустил ружьё и пошёл домой. Дома дед рассказал Гришутке о том, как он пожалел маленького оленёнка. Гришутка не стал больше просить у деда маленького оленёнка.
*Кого просил Гришутка у дедушки?
*Почему дедушка Емеля не выполнил просьбу внука?
* Почему внук не стал больше просить у дедушки оленёнка?
Хитрое яблоко.
Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома. Как настоящее! Взял яблоко и отнёс его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять и опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.
На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой – ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным , что он тут же пожалел :
- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы я сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.
Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ: Т.Понамарёва.
1. Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?
- Кому он отдал это яблоко?
3. Что произошло с яблоком , которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?
4. Для кого Петя нарисовал третье яблоко?
5. Что сказал Петя, когда откусил от яблока?
6.Что произошло с этим яблоком?
7. Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?
8. Какие хорошие поступки совершил мальчик?
9. Какой его поступок можно назвать плохим?
10.За что был наказан мальчик?
12. Можно ли мальчика назвать жадным?
13. С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный, как… (волк).