15 января 2015 года в Управлении образования г.Новошахтинска прошел семинар-практикум методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов «Выработка навыков преодоления сложных жизненных ситуаций, оптимизация семейных и межличностных отношений – как профилактика потребления ПАВ», участниками которого были узкие специалисты образовательных учреждений города (далее-ОУ).
Открыли семинар главный специалист Управления образования Маргарита Валерьевна Шленчак и директор МБОУ «Центр сопровождения детей» Наталья Юрьевна Рекаева, которые обозначили важность выбранной темы.
Далее педагог-психолог МБОУ СОШ №3 Надежда Вячеславовна Курбатова рассказала участникам семинара о работе в рамках профилактики ПАВ в своей образовательной организации. Тема выступления: «Профилактика злоупотребления ПАВ. Выработка навыков преодоления сложных жизненных ситуаций». Она представила видеоматериалы групповых и тренинговых занятий с обучающимися. В ходе этих занятий подростки получают навыки сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы, осознавание собственной ответственности за свой жизненный выбор.
Затем специалистам была представлена презентация программы «Копинг профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ», о которой рассказала педагог-психолог МБОУ СОШ №25 Лусинэ Агасиевна Экимян. Специалисты ОУ обсудили возможности и специфику представленной программы.
Педагог-психолог МБОУ «Центр сопровождения детей» Елена Борисовна Фёдорова ознакомила участников семинара с информацией о деятельности школьного консилиума как одного из условий социализации обучающихся. Она обратила внимание специалистов на нормативно-правовой аспект и алгоритм деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. Участникам семинара был предложен пакет документов по работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Директор МБОУ «Центр сопровождения детей» Наталья Юрьевна Рекаева озвучила информацию о новых требованиях к составлению и реализации психолого-педагогических программ. Она акцентировала внимание участников на особенности реализации инклюзивного образования в образовательных организациях и специфике работы в данном направлении педагогов-психологов и социальных педагогов.
Главный специалист Управления образования Маргарита Валерьевна Шленчак подвела итоги работы семинара.
Организаторами семинара выработаны рекомендации специалистам по взаимодействию с обучающимися и их родителями:
- обучение подростков навыкам саморегуляции и самоконтроля, позволяющим справляться с тревогой, гневом и фрустрацией;
- развитие у подростков способностей принимать решения и разрешать проблемы (обнаруживать проблемы, определять цели, находить альтернативные решения, предвидеть последствия);
- освоение основных принципов изменения собственного поведения и самосовершенствования;
- развитие социальных навыков и улучшение общей социальной компетентности (навыки общения, проявление инициативы, умение вести диалог, навыки защиты собственной позиции, навыки взаимодействия с противоположным полом);
- информирование подростков относительно ПАВ и последствий их употребления, о растущем общественном неприятии курения и использования других ПАВ;
- формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, и родителей учащихся;
- информирование о давлении, которое оказывают СМИ, рекламирующие табак, спиртные напитки, об используемых ими методах, а также о способах противостояния такому давлению;
- выработка у подростков антинаркотических установок, нормативных ожиданий и умение противостоять нежелательному влиянию сверстников;
- развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье.