ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 19.03.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых в образоват. организации услуг?
Всего ответов: 55
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Дети подвержены воздействию разнообразных травмирующих событий, и у каждого ребенка своя особенная реакция на травму. Некоторые относительно безболезненно переносят потрясения, тогда как у других могут развиваться посттравматическое расстройство (ПТСР), тревога, депрессия и другие проблемы с поведением.

РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ

НА ТРАВМАТИЧЕСКИЕ И СТРЕССОВЫЕ СОБЫТИЯ

 

Симптомы

Первый шаг помощи

Возраст 3-7 лет

1. Беспомощность и пассивность

 

Обеспечение   поддержки,   отдыха, комфорта, пищи, возможности иг­рать и/или рисовать.

2. Генерализированный страх

 

Восстановление защиты со сторо­ны взрослых

3. Познавательные трудности (ребенок не понял, что угроза исчезла)

Повторные   конкретные   разъясне­ния ожидаемых событий

4. Трудности распознавания собствен­ных беспокойств

Знакомство     с    эмоциональными названиями общих реакций.

5. Недостаточность вербализации — элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы

Помощь   в   вербализации   общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чув­ства по отдельности)

6. Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме

Отделение травмы от веществен­ных   напоминаний   (дома,   ящика для игрушек...)

7. Расстройства сна  (ночные страхи и

кошмары,   страх   засыпания,   страх

оставаться   одному,   особенно   -   в

темноте)

Поощрение рассказов о них роди­телям и воспитателям.

 

8. Тревожная привязанность (цепляние

за   взрослых,   нежелание   быть   без

родителей)

Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада /школы).

9. Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь)

Переносимость   взрослых  к   этим временным проявлениям.

10. Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти»; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть.

Объяснения   физической   реально­сти смерти.

 

Возраст 8-11 лет

1. Поглощенность собственными

действиями   во  время  события; озабоченность своей ответствен­ностью и/или виной

Помощь в выражении скрытых переживаний событий

 

2. Специфические   страхи,   запус­каемые    воспоминаниями    или пребыванием в одиночестве

Помощь в идентификации и выраже­нии воспоминаний, тревог предупреж­дении их генерализации.

3. Пересказы  и проигрывания  со­бытий   (травматические   игры); познавательные     искажения    и обсессивная детализация.

Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций.

4. Страх быть подавленным своими переживаниями

Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д., в поддерживающем при­сутствии взрослого, чтобы предупре­дить чувство захваченности пережива­нием

5. Нарушения концентрации и обу­чения

 

Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства ме­шают учебе

6. Нарушение   сна   (плохие   сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяс­нения - почему бывают плохие сны

7. Забота о своей и других безопас­ности

 

Помочь    поделиться    беспокойством, успокоить реалистической информаци­ей

8. Нарушенное   или   нестабильное поведение (например, необычно агрессивное    или   безрассудное поведение, негативизм)

Помощь в совладании с переживания­ми с аппеляцией к самоконтролю (на­пример, сказав: «Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым»)

9. Соматические жалобы

 

Помочь идентифицировать испытан­ные во время события телесные ощу­щения

10. Пристальное внимание к реакци­ям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами

Предложение встреч с детьми и роди­телями, чтобы помочь детям дать знать родителям - что они чувствуют

11. Забота о других жертвах и их семьях

 

Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших

12. Страх и чувство изменчивости, вызванными собственными ре­акциями горя; страх призраков

Помощь   в    сохранении    позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент

Подростковый возраст

1 . Взгляд со стороны, стыд и вина (по­добно тому, что бывает у взрослых)

 

Побуждение к обсуждению собы­тия; связанных с ним чувств и реа­листического видения того, что было возможно

2. Тревожное осмысление своих стра­хов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций; страх ка­заться ненормальным

 

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости; поощ­рение понимания и поддержки в среде сверстников

3. Посттравматические срывы (напри­мер, использование наркотиков, ал­коголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы)

Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блоки­ровать свои реакции на событие и заглушить гнев

4. Опасные для жизни правила; само­разрушающее или виктимное пове­дение

 

Обращение к побуждениям к тако­му поведению с острыми послед­ствиями; увязывание их с импуль­сивностью, ведущей к агрессии

5.Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудно­стей в отношениях со сверстника­ми и семьей

6. Желания и планы мести

 

Выслушать имеющиеся планы; обратиться к реальным последст­виям их исполнения; поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощно­сти

7.Радикальные изменения жизненных установок, влияющие на формиро­вание идентичности

Связь установки изменений с влиянием травмы

 

8. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (например, уход из школы или брак, или нежелание жить в доме)

Поощрение отсроченных реакций, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму и пере­живания горя

 

 

Как помочь своему ребенку?

 

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.
  • Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов ребенка.
  • Например: "Ты боишься, что...".  Это поможет вам и ребенку прояснить чувства.
  • Не уставайте уверять ребенка:  "Мы вместе.  Мы заботимся о тебе".  Эти уверения повторяйте многократно.
  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще – прикосновения  очень важны для ребенка в этот период.
  • Не требуйте от ребенка быть прежним, таким же,  как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.
  • Не  пытайтесь  манипулировать  ребенком,   используя  его  любовь  к  вам.
  • Например, не стоит говорить: "Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит".
  • Не представляйте ребенка жертвой другим людям, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.

 

 

Рекомендации для психологов

 

Главная цель деятельности Психологической службы определяется, как выявление  стрессовых состояний (вызванных как фактом травмы, так и фактом пребывания в очаге чрезвычайной ситуации) и оказание им первичной психологической помощи с целью предотвращения качественных негативных изменений в личности ребенка.

 

Что такое Экстренная психологическая помощь?

Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травматического события.

 

 

Какие характерные симптомы ПТСР

 

  1. - Постоянное ощущение повторного переживания травмирующего события.
  2. - Настойчивые и повторяющиеся неприятные воспоминания о травмирующем событии: в том числе, представления, мысли и ощущения.
  3. -   В играх у детей могут обыгрываться различные аспекты травмы.
  4. - Продолжающиеся дискомфортные сновидения о событии: дети могут испытывать пугающие сновидения с неясным содержанием
  5. - Внутренние и внешние стимулы, напоминающие о событии, приводят к интенсивному психологическому дискомфорту, физиологической реакции
  6.  -   Постоянные симптомы повышенной возбужденности которые  проявляются, как минимум, двумя из следующих признаков:

- трудности с засыпанием или поддержанием сна

- гнев или раздражительность

- трудности концентрации

- чрезмерная настороженность

- чрезмерное реагирование на стимулы

 

Каковы особенности оказания экстренной психологической помощи

Шок

Если человек находится на стадии шока, его нельзя оставлять одного, так как при выходе из шока возможны острые реактивные состояния. На стадии шока у человека нарушены контакты с внешним миром, поэтому разговаривать с ним или пытаться утешать его бесполезно. Если же необходимо, чтобы человек совершил какое-либо простое действие (ушел с опасного места, поел и т.п.), надо говорить с ним четким голосом, употреблять короткие фразы с утвердительной интонацией. При этом необходимо избегать глаголов с частицей «не».

Однако как бы ни была нарушена у человека, находящегося в состоянии шока, связь с миром, сохраняется возможность тактильной связи с ним. А раз так, возможно использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание по спине, голове). Иногда этого бывает достаточно, чтобы вывести из шока.

Если фаза шока продолжается довольно долго (ее длительность может составлять от нескольких минут до девяти дней), необходимо, чтобы близкие следили за приемом пищи, помогали принимать необходимые решения

Вывести человека из шока помогают какие-либо сильные чувства. Если удается вызвать у человека слезы, значит, он начинает выходить из фазы шока и переходит в следующую фазу. В это время возможны острые реакции (истерика, двигательное возбужде­ние, нервная дрожь, агрессия и т.д.), которые, как правило, пугают близких, но для чрезвычайной ситуации являются вполне адекватными.

 

Плач

Если человек смог заплакать, необходимо установить физический контакт с ним (взять за руку, положить свою руку на плечо или спину, положить его руку на свое запястье). Все эти бесхитростные приемы на бессознательном уровне помогают человеку почувствовать присутствие другого, его заботу, что способствует нормализации физиологического состояния, помогает расслабиться и выплакаться (тем самым отреагировать, выплеснуть нако­пившиеся боль и отчаяние).

На этом этапе полезными становятся приемы активного слушания, которые ориентированы на сферу эмоциональных переживаний. Следует избегать излишне настойчивых вопросов, а тем более советов. Главное — просто выслушать и обеспечить возможность «выхода горя».

Говоря о целительности слез, сделаем небольшое дополнение. Во-первых, не нужно стремиться к тому, чтобы человек перестал плакать. Ведь слезы — это выход внутренней боли на телесном уровне, они приносят некоторое облегчение. Объяснение этого феномена лежит в области физиологии: при плаче в организме вырабатываются определенные вещества, которые способствуют успокоению.

Во-вторых, очень важно различать плач и истерическую реакцию (внешне они очень похожи).   Основное  отличие  истерики  от плача состоит в том,  что  истерика протекает значительно более бурно; она может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или адрес других.

 

Истерика

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.

Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, погла­живайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).

После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

 

Апатия

В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если человека оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию. В этом случае можно произвести следующие действия:

Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).

Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.

Дайте ему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

 

Тревога

Очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.

Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.

Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.

Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

 

Агрессивность

Может возникнуть вопрос о том, что делать при агрессивной реакции. Если агрессия выражается только в вербальной форме, не стоит ее останавливать. Если же гнев приобретает излишне активный характер, то главная задача не «задавить его» (это может вызвать физические симптомы или аутоагрессию), а направить в безопасное русло.

Задача специалиста в условиях крупной ЧС — выявить этих людей, а затем «канализировать» их активность, направив ее в другое русло (посильная деятельность). Если же этого сделать не удается, необходимо под любым предлогом удалить их из мест массового скопления людей.

 

Неконтролируемая нервная дрожь — еще одна реакция, возможная во время острой фазы. Человек не может удерживать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету. Нередко «непрофессиональные помощники», видя подобную реакцию, пытаются согреть человека и успокоить его (прижать к себе, укрыть и т.п.). Не стоит этого делать.

Такая дрожь — это способ, которым тело пытается «сбросить напряжение». Поэтому психологически грамотными здесь будут абсолютно противоположные действия: нужно помочь пострадавшему усилить дрожь. К примеру, можно взять его за плечи и сильно, резко потрясти в течение 10 — 15 минут. Одновременно нужно разговаривать с человеком, чтобы он понимал смысл ваших действий и не воспринимал их как нападение.

 

 

Рекомендации педагогам и воспитателя

 

Как помочь ребенку?

 

 

Поддержка педагогов в данной ситуации особенно необходима ребенку. Помогите ему пережить данное состояние. Для этого воспитателям и педагогам нужно разделять его переживания.

 

  1. Помогите ребенку рассказывать обо всем, что с ним происходит, о его страхах.
  2. Покажите, как много он для вас значит, насколько вы понимаете его чувства, объясните, что ему не нужно бояться своих слез или переживаний.
  3. Создавайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может де­литься своими чувствами.
  4. Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка, чувство беспомощности пе­ред травмой, которая может возникнуть у вас, не должно переда­ваться ребенку.
  5. Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления трав­мы, которые есть у ребенка.
  6. Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли - это нормальные человеческие реакции.

Жанна Владимировна Островская 

педагог-психолог

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz