ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 06.12.2024, 04:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
как вы оцениваете уровень компетентности администрации и педагогических работников образовательного
Всего ответов: 54
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Маленькие рассказы

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише – десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели. – сказал Миша.

- Ой. Как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит.

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в гнезде гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай почему. – ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?»

В. Сухомлинский.

*Помогите Мише понять, почему же плакала синичка?

Ёлкино платье.

Продираешься через ельник. А молодые ёлочки колются.

- Не трогай нас!

- Подумаешь, тихонько задел.

- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.

- Да что за одежда у вас особенная?

- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.

- Так что?

Вот выросла свежая еловая лапа. А иголки на ней сменяются только через семь лет.

- Да, это не скоро.

- Вот и приходится иголки беречь! Э.Шим.

 

*Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?

 

Ушки – неслушки.

Пришёл папа с работы, просит дочку:

- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

- А я не слышу, – отвечает Анюта, у меня ушки – неслушки.

- Анюта , - зовёт из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка.

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у мен ушки – неслушки!

- Куда это я свои очки дела? Не проищешь, Анюточка? – просит бабушка.

- А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!

Отложил дедушка газету вздохнул.

- Ведь вот, - говорит, - досада! А я обирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу ил заводную машину? Или книжку?

- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – и чтобы глаза закрывались. И в амом нарядном платье.

Дедушка приставил к уху ладонь.

- Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…

- А я говорю ку – клу! – что было силы закричала Анюта. – И чтобы глаза…

Но дедушка только руками развёл.

- Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу. Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки у неё теперь - послушки.

Г. Браиловская.

*Как вы думаете , почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?

*Почему Анюта говорила, что у неё ушки- неслушки?

*Почему дедушка не купил внучке куклу?

*Почему у Анюты стали ушки – послушки?

*Что можно сказать про Анюту, какая она?

*Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?

 

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила.

- Мамины? – спросила Оля.

- Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так ил не так?

 

О. Руцень.

* Кто же из детей помогал маме?

*Можно ли Люсе сказать такую пословицу?

Пословица: Судят не по словам , а по делам.

 

Внучка старой вишни.

В аду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:

- Откуда появилось деревце?

- Выросло из косточки.

- Так это дочка старой вишни будет?

- Будет , Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

- Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.

В. Сухомлинский.

*Почему в глазах мальчика были нежность и тревога?

*Какое обещание дал Олесик дедушке?

*Тем, кто дал обещание, можно сказать:

 

Пословица: Сказал, как узлом завязал.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

Плохо.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней , прижавшись к забору , сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

 

В. Осеева.

*Какими словами можно заменить слово «яростно?»(громко, сердито, страшно.)

* Почему котёнок был взъерошенным?

*Что делали мальчики?

* Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?

*Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (быстро, торопливо, стремглав…)

* Что сделала женщина?

Что она крикнула мальчикам?

*Почему удивились мальчики? Что они сказали?

* Какую оценку их поступку дала женщина?

*Какими словами можно заменить слово «гневно»? (сердито, грубо…)

* Как вы оцениваете поступок мальчиков?

*Как должны были поступить мальчики? Подумайте , ведь злая собака могла бы их укусить…

 

Блестящие ботинки.

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

- А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

- Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?

Мальчик отвечает:

- А я… а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.

- Ах, дедушка! – сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому.

*Что можно сказать о девочке, какая она?

*Можно ли назвать поступок дедушки правильным?

*Что дедушка должен был сделать?

*Про таких мальчишек говорят:

Ленивые руки чужие труды любят.

 

Что такое хорошо и что такое плохо.

Хочет Коля купить книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?» У Коли не хватило одной копейки. Попросил Коля у Саши одну копейку. А Саша не дал. Продавец дал книгу Коле и сказал: «Книги читать – это хорошо. А что плохо – спроси у товарища».

*Что же такое плохо?

*Что можно сказать про Сашу, какой он?

*Подходит ли к этому рассказу такая пословица:

Нет друга – ищи, нашёл – береги.

 

Три сестры.

Утром мать собралась на работу.

- Девочки. – сказала она дочкам, приберите комнату.

- Я вчера прибирала, -ответила старшая. Она расчёсывала перед зеркалом волосы.

- Я потом уберу, - сказала средняя.

Младшая ничего не сказала, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.

- Мама яблоки принесла! – закричали сёстры и бросились к ней навстречу.

- Постой – ка- сказала мать старшей дочке,- ты вчера уже съела. А ты, - сказала она средней,- потом съешь.

Мама позвала младшую дочку:

- Иди –ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока – тебе.

Г. Макунец.

*Что просила мать сделать?

* Что ответила старшая сестра? А средняя?

* Как поступила младшая?

* Что принесла мать? Что она сказала старшим дочерям?

*Как мать ласково назвала младшую дочку? Что она ей сказала?

* Правильно ли поступила мать и за что были наказаны сёстры?.

* Подходят ли такие пословицы к этому рассказу?

 

Пословицы: Что посеешь, то и пожнёшь.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

*К поступкам старших девочек подходит русская поговорка:

Если хочешь есть калачи, не лежи на печи.

 

Это я виноват.

Юра очень любит свою маленькую сестрёнку Юлю. Он никогда не обижает её, помогает во всём и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенье. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку . Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тётя Рая и спрашивает:

-А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

- Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на тётю Раю и заплакала.

Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно»

 

*Почему Юра сказал тёте Рае неправду?

*Можно ли считать его поступок правильным?

*Почему заплакала Юля?

*Как вы думаете , наказала ли тётя Рая детей.

 

Про лживых людей в русском народе говорят:

Раз солгал – навек лгуном стал.

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

У лжи короткие ножки.

Вова и Валюшка.

Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведёрком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала. А Вова взял её за руки. Помог подняться, подал ведёрко.

- Не плачь, - говорит,- это я виноват.

Вытерла Валюшка слёзы. улыбнулась и отвечает Вове:

- Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.

Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно».

*Виноват ли кто – нибудь из детей?

* Почему Валюшка улынулась Вове?

 

Урок дружбы.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашёл эти зёрнышки и пошёл к Чику.

- Чик, я нашёл десять зёрнышек. Давай разделим поровну.

- Не надо, сказал Чик. – Ты нашёл, ты и съешь.

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зёрнышка.

Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:

- Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.

По М. Пляцковскому.

*О каком уроке говорил Чик?

*Можно ли Чика назвать другом Чирика*

 

Речные камешки.

Иринка заболела. Мама уложила её в постель и давала горькие лекарства. Но девочка выздоравливала медленно.

На улице светило солнце, слышны были весёлые голоса, а Иринка лежала в постели и думала: « Сейчас, наверное все ребята на реке, собирают камешки, а про меня забыли.» Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи.

Каждый раз , когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки.

« Все ребята – озорники…»- думала мама и Иринке ничего не говорила.

Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть играет!

Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их доче на столик возле кровати.

Вечером пришёл доктор. Девочка не заметила его: она рассматривала камешки.

- Это камень с белыми полосочками – Лёнькин, - тихо говорила Иринка, самый хороший отдал… Это – Юлин. Она нашла его у реки под лодкой … А вот этот хрусталик - наш общий , мы им все играли.

Доктор спросил: «Как чувствуешь себя , Ириночка?» Иринка весело улыбнулась и сказала: « Хорошо!»

- Спасибо вам, доктор, сказала мама. – Девочка поправляется.

А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал: «Это всё речные камешки. Они. Видно, не хуже лекарств помогают». Может это была шутка, а может, правда.

А.Седугин.

*Как вы думаете, камешки ли помогли Иринке выздоравливать?

* Можно ли товарищей Иринки назвать настоящими, верными, заботливыми?

* Как вы объясните эти пословицы?

Друг познаётся в беде.

Дружба и братство дороже всякого богатства.

 

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

  1. Почему Ваня заплакал?
  2. Правильно ли он поступил, что признался?
  3. Какое правило нарушил Ваня?

 

 

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» – «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

 

  1. Почему товарищ так сказал, «плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»?

 

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!»

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

 

  1. Почему так произошло, что волк перерезал все стадо?
  2. Чего не следует делать общаясь с другими?

 

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz