Почему плачет синичка?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише – десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос высокий ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели. – сказал Миша.
- Ой. Как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит.
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в гнезде гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай почему. – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?»
В. Сухомлинский.
*Помогите Мише понять, почему же плакала синичка?
Ёлкино платье.
Продираешься через ельник. А молодые ёлочки колются.
- Не трогай нас!
- Подумаешь, тихонько задел.
- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.
- Да что за одежда у вас особенная?
- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
- Так что?
Вот выросла свежая еловая лапа. А иголки на ней сменяются только через семь лет.
- Да, это не скоро.
- Вот и приходится иголки беречь! Э.Шим.
*Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?
Ушки – неслушки.
Пришёл папа с работы, просит дочку:
- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!
- А я не слышу, – отвечает Анюта, у меня ушки – неслушки.
- Анюта , - зовёт из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка.
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у мен ушки – неслушки!
- Куда это я свои очки дела? Не проищешь, Анюточка? – просит бабушка.
- А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!
Отложил дедушка газету вздохнул.
- Ведь вот, - говорит, - досада! А я обирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу ил заводную машину? Или книжку?
- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – и чтобы глаза закрывались. И в амом нарядном платье.
Дедушка приставил к уху ладонь.
- Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…
- А я говорю ку – клу! – что было силы закричала Анюта. – И чтобы глаза…
Но дедушка только руками развёл.
- Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу. Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!
Вздохнул и стал снова газету читать.
Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки у неё теперь - послушки.
Г. Браиловская.
*Как вы думаете , почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?
*Почему Анюта говорила, что у неё ушки- неслушки?
*Почему дедушка не купил внучке куклу?
*Почему у Анюты стали ушки – послушки?
*Что можно сказать про Анюту, какая она?
*Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?
Так или не так?
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила.
- Мамины? – спросила Оля.
- Нет, свои.
- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!
- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.
Так ил не так?
О. Руцень.
* Кто же из детей помогал маме?
*Можно ли Люсе сказать такую пословицу?
Пословица: Судят не по словам , а по делам.
Внучка старой вишни.
В аду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:
- Откуда появилось деревце?
- Выросло из косточки.
- Так это дочка старой вишни будет?
- Будет , Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.
Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.
- Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.
В. Сухомлинский.
*Почему в глазах мальчика были нежность и тревога?
*Какое обещание дал Олесик дедушке?
*Тем, кто дал обещание, можно сказать:
Пословица: Сказал, как узлом завязал.
Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней , прижавшись к забору , сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
В. Осеева.
*Какими словами можно заменить слово «яростно?»(громко, сердито, страшно.)
* Почему котёнок был взъерошенным?
*Что делали мальчики?
* Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?
*Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (быстро, торопливо, стремглав…)
* Что сделала женщина?
Что она крикнула мальчикам?
*Почему удивились мальчики? Что они сказали?
* Какую оценку их поступку дала женщина?
*Какими словами можно заменить слово «гневно»? (сердито, грубо…)
* Как вы оцениваете поступок мальчиков?
*Как должны были поступить мальчики? Подумайте , ведь злая собака могла бы их укусить…
Блестящие ботинки.
Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:
- А мои ботинки лучше твоих блестят!
Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:
- Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?
Мальчик отвечает:
- А я… а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.
- Ах, дедушка! – сказала девочка и пошла дальше.
По В. Сухомлинскому.
*Что можно сказать о девочке, какая она?
*Можно ли назвать поступок дедушки правильным?
*Что дедушка должен был сделать?
*Про таких мальчишек говорят:
Ленивые руки чужие труды любят.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Хочет Коля купить книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?» У Коли не хватило одной копейки. Попросил Коля у Саши одну копейку. А Саша не дал. Продавец дал книгу Коле и сказал: «Книги читать – это хорошо. А что плохо – спроси у товарища».
*Что же такое плохо?
*Что можно сказать про Сашу, какой он?
*Подходит ли к этому рассказу такая пословица:
Нет друга – ищи, нашёл – береги.
Три сестры.
Утром мать собралась на работу.
- Девочки. – сказала она дочкам, приберите комнату.
- Я вчера прибирала, -ответила старшая. Она расчёсывала перед зеркалом волосы.
- Я потом уберу, - сказала средняя.
Младшая ничего не сказала, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.
- Мама яблоки принесла! – закричали сёстры и бросились к ней навстречу.
- Постой – ка- сказала мать старшей дочке,- ты вчера уже съела. А ты, - сказала она средней,- потом съешь.
Мама позвала младшую дочку:
- Иди –ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока – тебе.
Г. Макунец.
*Что просила мать сделать?
* Что ответила старшая сестра? А средняя?
* Как поступила младшая?
* Что принесла мать? Что она сказала старшим дочерям?
*Как мать ласково назвала младшую дочку? Что она ей сказала?
* Правильно ли поступила мать и за что были наказаны сёстры?.
* Подходят ли такие пословицы к этому рассказу?
Пословицы: Что посеешь, то и пожнёшь.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
*К поступкам старших девочек подходит русская поговорка:
Если хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Это я виноват.
Юра очень любит свою маленькую сестрёнку Юлю. Он никогда не обижает её, помогает во всём и всегда выручает в беде.
Один раз Юле захотелось попробовать варенье. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку . Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.
Пришла тётя Рая и спрашивает:
-А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?
- Это я виноват, - сказал Юра.
А Юля посмотрела на тётю Раю и заплакала.
Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно»
*Почему Юра сказал тёте Рае неправду?
*Можно ли считать его поступок правильным?
*Почему заплакала Юля?
*Как вы думаете , наказала ли тётя Рая детей.
Про лживых людей в русском народе говорят:
Раз солгал – навек лгуном стал.
Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.
У лжи короткие ножки.
Вова и Валюшка.
Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведёрком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала. А Вова взял её за руки. Помог подняться, подал ведёрко.
- Не плачь, - говорит,- это я виноват.
Вытерла Валюшка слёзы. улыбнулась и отвечает Вове:
- Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.
Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно».
*Виноват ли кто – нибудь из детей?
* Почему Валюшка улынулась Вове?
Урок дружбы.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашёл эти зёрнышки и пошёл к Чику.
- Чик, я нашёл десять зёрнышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, сказал Чик. – Ты нашёл, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зёрнышка.
Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.
По М. Пляцковскому.
*О каком уроке говорил Чик?
*Можно ли Чика назвать другом Чирика*
Речные камешки.
Иринка заболела. Мама уложила её в постель и давала горькие лекарства. Но девочка выздоравливала медленно.
На улице светило солнце, слышны были весёлые голоса, а Иринка лежала в постели и думала: « Сейчас, наверное все ребята на реке, собирают камешки, а про меня забыли.» Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи.
Каждый раз , когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки.
« Все ребята – озорники…»- думала мама и Иринке ничего не говорила.
Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть играет!
Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их доче на столик возле кровати.
Вечером пришёл доктор. Девочка не заметила его: она рассматривала камешки.
- Это камень с белыми полосочками – Лёнькин, - тихо говорила Иринка, самый хороший отдал… Это – Юлин. Она нашла его у реки под лодкой … А вот этот хрусталик - наш общий , мы им все играли.
Доктор спросил: «Как чувствуешь себя , Ириночка?» Иринка весело улыбнулась и сказала: « Хорошо!»
- Спасибо вам, доктор, сказала мама. – Девочка поправляется.
А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал: «Это всё речные камешки. Они. Видно, не хуже лекарств помогают». Может это была шутка, а может, правда.
А.Седугин.
*Как вы думаете, камешки ли помогли Иринке выздоравливать?
* Можно ли товарищей Иринки назвать настоящими, верными, заботливыми?
* Как вы объясните эти пословицы?
Друг познаётся в беде.
Дружба и братство дороже всякого богатства.
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Почему Ваня заплакал?
- Правильно ли он поступил, что признался?
- Какое правило нарушил Ваня?
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» – «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
- Почему товарищ так сказал, «плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»?
Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!»
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
- Почему так произошло, что волк перерезал все стадо?
- Чего не следует делать общаясь с другими?