АКТУАЛЬНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Красивая, понятная речь – это показатель всестороннего развития ребенка и подготовки его к обучению в школе.
Много детей дошкольного возраста имеют речевые проблемы, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – это будет считаться нарушением.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как речевой слух и внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
Поэтому, если беспокоит речь ребёнкаи, конечно же, с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, нужно играть и выполнять упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционныйаппарат этосовокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка,мягкого нёба, губ,щёк и нижней(верхней) челюсти, зубы.
Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для для артикуляционных мышц.
Основнымназначениемартикуляционнойгимнастики является развитие, укрепление исовершенствование артикуляционноймоторики, выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
К 3 годам.–В,Ф,Т, Д,Н, К, Г,Х
К 4-5 годам.– С, З,Ц, Ш,Ж, Щ, Ч
К 5-6 годам.– Р, Л
К 6 г.ребенок должен произноситьвсе звуки
Срокиитемпыовладенияречьюносятиндивидуальный характер и зависятот особенностей нервнойсистемы ребенка и условий еговоспитания.
Важнуюрольв формировании правильногопроизношения звуков играет чёткая,точная, координированная работа органов артикуляции:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами научатся говорить чисто и правильно.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед-их мышцы будут уже подготовлены.
- Гимнастика полезна и детям с правильным, но вялым произношением.
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Прежде, чем начинать заниматься артикуляционной гимнастикой, необходимо изучить вместе с ребёнком органы артикуляции, такие как верхние и нижние зубы, губы, альвеолы (бугорки), кончик языка, боковые края, его спинка, нёбо.
Упражнения делятся на статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (выполняются по10-15 секунд) и динамические (подвижные) –вырабатываютосновные движения иположения органовартикуляционногоаппарата, требуют ритмичного повтора движений, переключаемости с одного положения на другое.
Рекомендации по проведению упражнений
1. Ежедневное и регулярное (3 раза по 3-7 минут) выполнение артикуляционной гимнастики поможет закрепить вырабатываемые у детей навыки.
2. Лучше начинать с простых упражнений, постепенно усложняя.
3. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя передзеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки, тело ребенка не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
4.Сначала артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладенияими, темпартикуляционной гимнастики увеличивается. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
5. Каждое упражнение выполняется от 3 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
6. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (чистым пальцем, краем зубной щётки, ватной палочкой). Необходимо соблюдать гигиенические требования – чистоту рук и инвентаря.
7.Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.
Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить по играть с язычком. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики подсчет, под музыку, с хлопками и т. д.
Интересны детям и биоэнергопластика, когда рука(в красной, как язычок, варежке) повторяет движения языка и «Сказки о весёлом язычке».
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Правила проведения игровых упражнений дыхательной гимнастики:
- Игры необходимо ограничивать по времени, не более 3-6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнения должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание;
- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении, до еды;
- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений
- Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимал при вдохе и не опускал при выдохе, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы вытягивал вперёд.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.
- Все упражнения выполнять в игровой форме: сдувать лёгкий предмет (ватку, пёрышко, бумажную картинку и т. д.) можно с какой-то твердой поверхности, дуть на предмет, привязанный к ниточке, на вертушки, мельницы, предметы на воде, надувать шарики, пускать мыльные пузыри, на выдохе пропевать гласные звуки и другое.