ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 06.12.2024, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость сотрудников образовательного учреждения ?
Всего ответов: 58
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логопедическая работа при АУТИЗМЕ

Логопедическая работа при АУТИЗМЕ.

Аутизм (от латинского слова autos-«сам», аутизм -погружение в себя) -нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При аутизме человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

Расстройства фонационного оформления высказывания чаще всего выражаются в том, что у некоторой части детей наблюдаются проблемы голосообразования, интонационно-мелодической, темпо-ритмической организации высказывания и нарушения звукопроизносительной способности. Нередко отмечаются нарушения силы и высоты голоса. У некоторых детей при разговоре голос становится затухающим, тихим, а у других голос звонкий, ребенок постоянно общается на крике. В редких случаях встречаются с явлением

назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений.

 

Нарушения темпо-ритмической организации речи выражаются в замедленном темпе речи: речь таких детей вялая, растянутая, монотонная. Такой вид речи наблюдается у детей, астенически ослабленных, с пониженным психическим фоном. Явление ускоренной речи встречается у детей разной психической конституции.

 

Нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены функциональными или органическими нарушениями различной локализации и проявляются в неправильном звуковом оформлении речи: неправильном произношении звуков или в заменах звуков, а также в отсутствии звуков (чаще всего это свистящие и шипящие звуки, а также соноры: л и р).

 

У большей части аутичных детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности; когда выявляются одновременно пробелы

  • в фонетико-фонематическом развитии,
  • недостаточность лексического запаса,
  • грамматического строя речи и трудности связной речи.

 

Речевая недостаточность проявляется во всех компонентах речи.

  • Словарный состав отстает от возрастной нормы, что приводит к ограниченному использованию предметного словаря, словаря действий и признаков.
  • Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: в употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных, смешения падежных форм, нарушения в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, ошибки в предложных конструкциях.
  • Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов. Большое количество ошибок встречается в понимании и использовании как простых, так и сложных предлогов.

Некоторые дети делают ошибки при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков, слогов, сокращения и усечения слов.

 

Собственные высказывания дети строят из 3-5 слов, почти не употребляя сложные конструкции. Часто отвечают однословно и односложно. Особую трудность дети с аутизмом испытывают при определении пола людей на картинном материале (путают понятия: мальчик/девочка, мужчина/женщина, дедушка/бабушка). Дети затрудняются в использовании и понимании местоимений различных значений (особенно личных: я, ты, он, она ..., притяжательных: мой, твой, его, её ..., определительных: весь, сам, сам

ый, каждый ...). У детей с аутизмом недостаточность лексики по количественному параметру приводит к качественным изменениям словаря. В результате страдает усвоение многозначности значений слов.

Дети не способны на основании ассоциативного сближения общих признаков слов переносить названия предметов с одного из них на другой: железные нервы, пустая голова, нос лодки, хвост поезда,

верная рука, полёт мысли и т.д.

Непонимание переносного значения слов остается в большинстве случаев у детей с аутизмом, даже после проведения специальной коррекционной работы.

Для полноты характеристики речи детей с аутизмом необходимо остановиться на сложных

формах речевой деятельности как чтение и письмо.

Распространенность нарушений письменной речи среди детей с аутизмом велика.

Нарушения письма выявляются уже в период обучения, начиная с этапа воспроизведения графического образа буквы. Далее нарушения проявляются на каждом этапе усвоения операции письма. Нарушения письменной речи у детей, страдающих аутизмом, обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессах чтения и письма, а также недоразвитием, а в некоторых случаях и распадом, высших психических функций, осуществляющих процессы чтения и письма. В структуре дефекта аутизма наблюдается недостаточность ряда психических функций, мешающих овладению правильным чтением и письмом это:

  • несформированность зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений,
  • нарушения слогового анализа и синтеза,
  • проблемы в слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  • нарушения в лексико-грамматическом строе речи и связной речи,
  • расстройства памяти, внимания,
  • тяжелые нарушения в эмоционально-волевой сфере.

При аутизме нарушается механизм внутреннего программирования отдельного предложения и грамматического структурирования связного текста, эти нарушения так же могут иметь отрицательное влияние на усвоение процессов письменной речи.

При чтении школьники с аутизмом допускают чаще всего, следующие ошибки:

  • искажения звуко-слоговой структуры слова, (смешения и замены, перестановки звуков, слогов), нарушения предложно-падежных окончаний слов (аграмматизмы),
  • ошибки при согласовании и управлении.
  • страдает техника чтения (побуквенное, чрезмерно медленное и монотонное).
  • отмечаются нарушения интонационного членения текста, дети игнорируют знаки препинания.
  • нарушения понимания прочитанного, проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста.
  • большие затруднения вызывают задания, требующие формулирования связного ответа по прочитанному тексту.

В соответствии со спецификой речевых нарушений строится коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие речи и коррекцию нарушенных речевых компонентов.

Соответствующая логопедическая коррекция включает:

  • развитие слухового внимания
  • фонематического слуха
  • осуществляется постановка нарушенных звуков
  • их автоматизация
  • вводятся дыхательные, голосовые упражнения
  • расширение лексического запаса
  • развития грамматического строя речи.

Формирование и развитие связной речи включает:

  • составление предложений по картинкам
  • по сериям картинок
  • по опорным словам
  • работу над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведения стихотворной речи.

Особое внимание уделяется формированию и развитию диалогической речи необходимой детям в различных бытовых ситуациях. Прежде всего, это ситуации, связанные с умением пользоваться услугами магазинов, различных бытовых и лечебных учреждений. Диалоги, проигрываемые с детьми, обучают умению ориентироваться в городе и предполагают задания для речевой социализации детей с аутизмом. Необходимо научить детей правильно конструировать предложения, необходимые для общения и выражения собственных потребностей в повседневной жизни.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, в болезни страдает в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно. Коррекция речевой функции происходит за счет поэтапного усложнения деятельности и увеличения предлагаемого стимульного материала.

Коррекционная логопедическая работа, проводимая с детьми с аутизмом, затрудняется поведенческими, психическими чертами, характерными только для этого заболевания. Все дети, которым поставлен диагноз аутизма, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Поэтому коррекционная работа на всех этапах своего воздействия обладает специфическими особенностями. Одними из главных трудностей на всем этапе коррекционной работы остается отсутствие мотивации у детей с аутизмом, нарушения внимания, отсутствие внутреннего контроля поведения, наличие моторных и вербальных стереотипов. У ряда детей с аутизмом речевое развитие отстает на 2-3 возрастных порядка. В этих случаях логопедическая работа может затянуться на годы.

В работе по формированию и исправлению звуковой стороны речи выявляются следующие трудности: вследствие болезненного восприятия детьми с аутизмом телесного контакта и визуального контакта глаза в глаза (даже через зеркало), а также нарушений понимания обращенной речи, возникают проблемы при постановке звуков по подражанию и при помощи механического воздействия. Поэтому, необходимо вести подготовительную работу, готовя ребенка к работе по исправлению неправильного произношения. На данном этапе учебный материал лучше предлагать в игровой форме: выучить органы артикуляции, отработать простейшие направленные движения языком, выполнять дыхательные и голосовые упражнения, приучать ребенка выполнять упражнения с визуальным контролем через зеркало и ориентируясь на помощь специалиста. Далее материал усложнять по мере его усвоения. В результате влияния поведенческих и психических факторов, неблагоприятных для обучения, постановку звуков приходится проводить не в 5-6 лет (в норме это сенситивный период для исправления произношения), а в более старшем возрасте, когда неправильный стереотип закреплен и автоматизирован.

Усвоение грамматических форм и категорий подготавливается развитием пассивного и активного словаря, а так же слухового восприятия. На этой базе дети подходят к пониманию значений измененных форм слова и к выделению звуковых и морфологическох элементов слова, образующих новую форму. У детей с аутизмом сознание окружено «грамматической глухотой». Это ведет к непониманию смысла обращенной речи, которая понимается ими приблизительно. Из-за данных проблем, необходимо развивать у детей вербализованные представления об окружающем мире, расчлененное восприятие предметов и явлений, элементарные предметные обобщения и понимание различных ситуаций. Активную речь формируем постепенно, на основе понимания слышимой речи. Учим разговорной речи по поводу знакомых событий, подводим к несложным описаниям предмета, явления и события. Краткий ответ является элементарной формой устной речи, подводящей к простому диалогу. Этому предшествует называние демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение различных рифмованных текстов. Однако усвоение учебного речевого материала происходит крайне слабо и медленно, поэтому этот процесс требует длительных специальных упражнений. представления об окружающем мире, расчлененное восприятие предметов и явлений, элементарные предметные обобщения и понимание различных ситуаций. Активную речь формируем постепенно, на основе понимания слышимой речи. Учим разговорной речи по поводу знакомых событий, подводим к несложным описаниям предмета, явления и события. Краткий ответ является элементарной формой устной речи, подводящей к простому диалогу. Этому предшествует называние демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение различных рифмованных текстов. Однако усвоение учебного речевого материала происходит крайне слабо и медленно, поэтому этот процесс требует длительных специальных упражнений.

При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности. Необходимо чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка. Очень важно в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему, так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

 

Список использованной литературы.

  1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детской аутизме // Дефектология. – 1990. — № 5.
  3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 2005.
  4. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. Пузанова Б.П. — М.: Сфера, 2005.

 

Подборку материала выполнила

учитель-логопед

высшей категории МБУ Центр "Успех»

Сиряк Е.В.

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz