Взаимодействие логопеда и родителей является наиважнейшим в коррекции детского аутизма.
Частые вопросы, которые задают родители на индивидуальном консультировании, являются вопросы, касающиеся того, «Какими методами воспитания придерживаться дома?», «Как изменить поведение ребенка в лучшую сторону?» А частой жалобой является жалоба на отсутствие речи и коммуникации.
-речь не направлена к собеседнику;
-ребенок не ведет диалог;
-в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена;
-голос то тихий, то громкий;
-произношение звуков то правильное, то не правильное;
-наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного перехода, постоянны эхолалии, бессвязность неспособность поддержать разговор.
Коррекционно-развивающее обучение аутичного ребенка невозможно без тесного сотрудничества специалистов с его родителями.
7 СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
1. Поощряйте игру и социальное взаимодействие. Дети учатся, когда играют. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребёнком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребёнку было проще видеть и слышать Вас.
2. Имитируйте своего ребёнка. Подражайте звукам и игровому поведению своего ребёнка, при условии, что это положительное поведение и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также побуждает Вашего ребёнка, в свою очередь, копировать Вас и действовать с Вами по очереди.
3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации(общению без слов).Жесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте Вашего ребёнка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Максимально используйте язык тела и тон голоса во время общения с ребёнком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребёнок сможет с легкостью имитировать.
4. Оставьте ребёнку «пространство» для речи. Очень важно оставлять ребёнку множество возможностей для коммуникации, даже если ребёнок не говорит. Когда Вы задаёте вопрос или считаете, что ребёнок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребёнка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребёнку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.
5. Упростите свой язык. Это поможет ребёнку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребёнок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребёнок.
6. Следуйте за интересами своего ребёнка. Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребёнка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребёнок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то Вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берёт кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Таким образом, Вы расширяете его словарный запас.
7. Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к её развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребёнок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые наглядные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребёнок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.
Необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребёнка или подростка, может никак не действовать на другого. Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи.
Обращайте внимание на любые попытки ребёнка выразить себя. Это поможет лучше понять его и сделает Вас более восприимчивым родителем. Единственный способ узнать, что хочет сказать Ваш ребёнок, – это выслушать, что он «говорит».
Развитие речи ребёнка в домашних условиях – нетрудная задача, которая не требует ни специального образования, ни хитроумного оборудования. Большую часть времени ребёнок проводит с родителями, и с удовольствием будет копировать своего любимого учителя – Вас!
Успехов Вам!
Литература:
1.Карвасарская И.Б. В стороне (из опыта работы с аутичными детьми). - Теревинф. Москва, 2003.
2.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг. М.М.; Аутичный ребенок. Пути помощи. - Москва; Теревинф, 2005.
3.Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. Москва; Теревинф, 2004.
Подборку материала выполнила
учитель-логопед
высшей категории МБУ Центр "Успех»
Сиряк Е.В.