«Грамотность хромает»
Родители, чьё чадо регулярно приносит из школы двойки, хоть раз в отчаянии думали: «Может , ребёнок просто ленится, а мы из кожи вон лезем, чтобы сделать из него образованного человека? » Оказывается, ребёнок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Специалисты подсчитали: сегодня такая незрелость в той или иной степени наблюдается у 70 % детей.
Уровень грамотности зависит от работы больших полушарий головного мозга, от их взаимодействия. Правое полушарие отвечает а целостный образ, того или иного предмета, а левое – за правильное его название и написание. Бывает так, что доминирует полушарие, а левое недоразвито – вот вам и не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением, но абсолютно неграмотного.
«Дремлющие» отделы головного мозга когда – нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: Ребёнок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недостаточности мозговой деятельности страдает поведение , ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о памяти и внимании. Поэтому главное – не закрывать глаза на проблему и не упустить момент: мог пластичен до 12 лет, и в этом возрасте изъяны довольно легко поправимы.
Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга.
- Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
- Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
- Зеркальное письмо: «б», «в », «э», «з», цифры «4», «3», «5», перевёрнуты в другую сторону.
- Повторение одной и той же буквы(«пироп» вместо «пирог»).
- Замена по кинетическому сходству (б-д – «колодок»; ж-х - мужомор ; и-у – «клумат»).
- Ошибки в ударных слогах («учетель» вместо «учитель»).
- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов ( «гамазин»- «магазин»).
- Забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»).
Что предпримет любящий родитель , желая научить грамотности своего ребёнка? Сделает ему строгое внушение по поводу «разболтанности »; нарисует картину страшного будущего всех двоечников; наймёт репетитора. К тому же , чего доброго, посадит беднягу под домашний арест: никаких кино, компьютеров, друзей, пока двойки не исправит!
Не исправит! Подобными методами вы лишь нанесёте ребёнку тягчайшую моральную травму. Он и так переживает из-за плохих отметок, а если ещё и вы, самый близкий человек, лишите его своей любви и уважения, у него может развиться депрессия, отчаяние , стремление к самоизоляции. Тут уж не до учебы. К тому же вид исчёрканных красной ручкой тетрадей сначала вызывает у ребёнка нежелание выполнять домашнее задание, а потом и посещать уроки. На которых он предстаёт в таком невыгодном свете. А ведь пока школьник сам не захочет научиться писать, ему не поможет даже опытнейший педагог.
Сперва надо искоренить в ребенке страх сделать ошибку, пробудить желание писать правильно, а уже потом переходить к искоренению непосредственной причины неграмотности.
Иногда бывает достаточно создать благоприятные условия , чтобы мозг компенсировался самостоятельно.
- Прежде всего , почаще вывозите ребёнка за город – не только на каникулы, но и на выходные. На природе мозг насыщается кислородом, яркие впечатления снимают негативные эмоции. А это так важно!
- Во- вторых , поощряйте сына или дочь лишний раз поиграть со сверстниками, а не сидеть за компьютером ; особенно полезны игры, правила которых выдумывают и дополняют сами дети.
- В-третьих , пусть занимается физкультурой.
- Замечательно, если ваше чадо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте . Это развивает моторику рук, а благодаря задействованию в игре всех пальцев активизируются оба полушария головного мозга.
- Очень полезно каждое утро растирать ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем.
- Приучите ребёнка каждое утро принимать контрастный душ.
- Проследите за тем, чтобы ваш ребёнок как можно больше времени проводил на свежем воздухе при дневном веете.
- Очень полезен белый цвет, как в окружении (снегопад, прогулки по зимнему лесу), так и в одежде.
Если же этими мерами проблема не решается, следует обратится к логопеду. Ну, а если нет такой возможности, придётся взяться за дело самим. Приведенные ниже рекомендации обязательно помогут, если будете следовать им регулярно и не второпях. Кстати, эти упражнения – прекрасное подспорье , если ваш школьник занимается с репетитором.
И так:
- Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква- чёрточка.
- Не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например «здоровый» - «- - - - - - - ый») Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях , предложите ему поиграть: придумывать слова на предпоследнюю букву (вы говорите «слон», ребёнок - слово, начинающееся на «о»)
- В случае, если школьник путает буквы , нужно создать их устойчивый образ. Вырежьте вместе с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Очень эффективна известная пляжная забава: вы пишите буквы на спине или ладони ребёнка, а он угадывает.
- Предложите придумать и нарисовать картинки , в которых акцент сделан на проблемных буквах (например «корова» - корова сглазами в виде буквы «о», «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по одной букве «л»)
- Не заставляйте сидеть ребёнка над одним упражнением больше 20 минут: результат только ухудшиться Пусть отвлечётся на что- нибудь, чтобы дать напряжённому отделу мозга отдохнуть, а потом продолжает.
- Чтобы ребёнок не утомлялся, поставьте в его комнату ароматическую лампу с эфирными маслами бергамота или можжевельника. Или просто заварите в чашке лавровый лист и поставьте на письменный стол.
Главное – все занятия должны проходить в форме игры и только с добровольного согласия ребёнка, а не путём насильственной ежедневной зубрёжки. Давайте поможем нашим детям быть счастливыми!