Как устранить слитное написание слов в предложении.
(консультация для учителей и родителей детей начальных классов с ЗПР)
Причиной таких ошибок является несформированность языкового анализа на уровне «предложение-слово», когда ребёнок не дифференцирует эти понятия в устной речи и при письме. В основе слитного написания слов в предложении лежит снижение фонематического восприятия, тогда ребёнок не улавливает на слух паузы между словами, особенно при быстром темпе речи , а слышит сплошной речевой поток.
Ошибки такого плана являются дисграфическими, так как имеют стойкий характер и устраняются только в процессе проведения с ребёнком целенаправленной , систематической и методически грамотной работы.
При нормальной интеллекте такие ошибки очень редки и чаще встречаются , когда одно слово плавно перетекает в другое и быстро устраняются. Например «умная девочка», большое озеро», «купили игру».
При задержке психического развития, обусловленной родовой травмой определённых зон мозга, повреждением шейного отдела позвоночника , приводящего к нарушению кровотока в артериях и венах, когда у ребёнка память , низкая концентрация внимания, расторможенность, негативизм и недостаточно выработаны навыки учебной деятельности, такие ошибки носят стойкий характер и с трудом устраняются даже в процессе коррекционной работы. У таких детей при этом часто не полностью сформирован навык слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Многолетняя практика работы со школьниками дает мне основание сделать вывод, что если ребёнок в процессе коррекционной работы и постоянных напоминаний пишет каждое предложение с новой строки или, усвоив, что начало первого предложения в тексте, рассказе пишется с красной строки, продолжает каждое предложение записывать, отступая от левого края на 1-2 пальчика; забывает обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец – знаком препинания, чаще точкой, то учителю и родителям надо насторожиться. Такой стойкий стереотип неверного письма и оформления работы устраняется только в процессе коррекционной работы , когда постоянно при выполнении письменных заданий учим ребёнка комментировать предполагаемое действие, прежде, чем он возьмёт в руки ручку или мел.
Надо учитывать и помнить, что внутренний конфликт между требованиями к ребёнку и ощущением, что они невыполнимы, а обвинения несправедливы, приводят нередко к появлению неврозов и отвращают от школы как источника всех его бед и переживаний.
При этом у детей часто страдает почерк. Без квалифицированной медицинской помощи почерк у ребёнка сам по себе не исправиться, будут повторяться грубейшие ошибки в словах и предложениях даже при постоянном переписывании работ.
В любом случае, не теряя времени, надо приступить к исправлению письма.
Прежде всего ребёнок должен осознать, что слова бывают разные: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и слова, чаще маленькие, которые служат для связи слов в предложении или показывают направление действия, месторасположение предмета относительно других предметов. Эти слова называются служебными – это союзы и предлоги.
У любого слова всегда есть значение, мы его понимаем и употребляем в речи.
Если ребёнок понимает, что такое слово, можно приступить к формированию понятия «предложение.»
Можно начать с того, что спросить у ребёнка:
- Послушай, что я тебе скажу. «Ученик сидит» (говорить надо медленно). Это слог, слово или что- то другое? Верно я сказала два слова. Назови первое слово, потом второе. Это маленький-маленький рассказ о мальчике, о том, что он делает.
«Мальчик сидит» - Это предложение. Из чего оно состоит?
- Из слов.
- Сколько слов в этом предложении?
- Два.- Нарисуем схему.
Как записаны слова в предложении: слитно или раздельно?
- Раздельно.
- Значит, запомни первое правило: слова в предложении всегда пишутся раздельно. Так их легче читать.
- Теперь, глядя на схему, ты видишь, что первое слово записано уголком , а второе- отрезком. Уголок тебе подсказывает второе правило. Какое?
Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы. А уголок в схеме – это сигнальный флажок: будь внимательным, дружок!
Когда будешь читать тексты, рассказы, то сразу заметишь, где начало предложения. Начало предложения – это флажок-уголок, а конец? Это точка (.) или знак восклицательный (!), или вопросительный (?).
Значит, надо запомнить и третье правили. Предложение заканчивается точкой (.)(!) (?)
- Когда набор является предложением?
- Когда выражается законченная мысль.
- Подумай, можно ли назвать предложением сочетания таких слов:
Дворник метлой.
В январе сильные.
Вишни и сливы – это.
Летит и гудит над землёй.
Гонится за.
- Нет нельзя.
- Почему?
- Не понятно.
- Потому, что мысль не закончена, не досказана.
- А как ты думаешь, сколько слов может быть в предложении?
- Одно, два.- Нет в предложении может быть очень много слов.
- Холодно. Светает. Вечереет. Сколько здесь предложений? Три, и каждое состоит из одного слова..
- Когда ты легче понимаешь, о чём говорят взрослые? В том случае, если слова произносятся медленно, чётко или быстро, скороговоркой?
- Значит и тебе, дружок, надо самому говорить медленно, когда захочешь записать предложение схемой или буквами.
- Что ты слышишь между словами в речи?
- Ничего.
- Это маленький перерыв, пустоту не забывай отмечать и при письме в виде интервала между словами. Это первое правило!
Если ребёнок-школьник не только пишет слитно словав предложении, но и при этом пропускает или вставляет слоги в слова, теряет или пишет лишние буквы, то необходимо подключить к устному анализу предложений моторные ощущения.
Для этого из плотного картона нужно изготовить полоски разной длины. Часть полосок будет с уголком. Уголком отмечают слова, которые пишутся с заглавной буквы. Таку работу можно проводить, используя счётные палочки, спички, кнопки. Главное, чтобы работали руки синхронно с головой.
Когда ребёнок познакомится с обозначением гласных звуков красным цветом (к.), твёрдых согласных – синим (с.), а мягких –зелёным (з), то схему звукового состава каждого слова полезно составлять из разноцветных (синих зелёных красных) кружков, квадратиков или пробок от бутылок.
Любое действие ребёнка должно «оречевляться», комментироваться. Например, надо разобрать предложение «Кошка спит».
Следует сказать , что это одно предложение, и положить длинный отрезок с точкой на конце. Так в этом предложении два слова, то под длинным отрезком положим два коротких: один с уголком, а другой с точкой.
В первом слове два гласных звука, значит, в нём два слога. (Гласные звуки – «ротораскрыватели».)
Под первым словом кладём два маленьких отрезка- это слоги. Первый слог «кош-», второй «-ка».
Во втором слове один гласный , значит, один слог «спит». Теперь под каждым слогом «расставляем» звуки. Для этого будем каждый звук по порядку тянуть или произносить громче.
В первом слове «кошка » пять звуков: (к), (о), (ш), (к), (а).в звуковой схеме будут цвета:
(с.) (к.) (с.)(с.) (к.), а о втором слове – четыре звука: (с), (п),(и), (т).- с.з.к.с.
А теперь запишем это слово печатными или прописными буквами и прочитаем.
Будем сначала давать ребёнку для составления схем простые предложения из двух, трёх, четырёх слов, вводя собственные имена или клички животных, избегая предлогов, с опрой на картинки или по воображению, например:
Идёт Маша.
Ира купила книгу.
Собака Бобик сторожит двор.
Кошка Мурка умывается лапой. И т. д.
Потом вводим служебные слова:
На столе стоит ваза.
Боря пошёл в школу.
Лиза и Миша танцуют.
В кормушке крошки и зёрна для птиц.
При этом можно заменять слова в предложениях предметными картинками , а стрелками обозначать действие, направленное на определённый предмет. Составить предложения :
Папа купил цветы.
Ответы на вопросы:
Кто купил цветы? Что сделал папа? Что купил папа? Сколько слов в предложении?
Какое слово надо писать с заглавной буквы?
Возможные варианты:
Папа подарит букет маме.
Папа принёс букет маме.
Вопросы как в предыдущем задании.
Мальчик окапывает дерево.
Мальчик окапывает вишнёвое дерево.
Мальчик лопатой окапывает дерево.
Девочка несёт тарелки.
Девочка поливает цветы.
1.К какой картинке подходит схема?
Составь предложения к каждой картинке сначала из трёх слов, а потом из четырёх.
2.- К какой схеме подходит предложение?
А) Лида помыла тарелки.
Б) Аня поливает цветы водой.
В) Девочка несёт чистые тарелки.
Девочка несёт письма.
Мальчик получил письмо.
А) – Кто?
- Маша.
- Что она сделала?
- Написала.
-Что написала?
- Письмо.
- Кому?
- Другу.
Одновременно с ответами на вопросы вычерчивается схема предложения или конструируется.
Б) – Кто?
- Дима.
- Что сделал?
- Получил.
- Что получил?
- Письмо.
- От кого?
- От Маши.
(Чётко произносить концы слов в предложении.)
Послушай стихотворение о Маше и вместе с ней повтори три правила написания предложений.
Маша правила не знала: слитно все слова писала.
Русский Маша не любила, фразы как писать, забыла.
- Сколько слов ты написала? - мама Машу вопрошала.
Маша думала, читала, не ответила, смолчала.
- Сколько фраз ты написала? Маша слоги посчитала.
Утомилась и устала. – Сбились в кучу, не поймёшь!
Точек нету – не прочтёшь! Я заглавные забыла,
Строчными их заменила!
Очень огорчилась мама и сказала Маше прямо:
- Если фразу начинаешь, то большую букву ставишь.
Слова надо уважать и раздельно их писать.
Не забудь поставить точку. Так учила мама дочку.
- Составление предложений из слов, которые даются ребёнку вразбивку, помогают ориентироваться в их правильной расстановке, закрепляют понимание того, что все слова в предложении пишутся раздельно. Отыскивая подходящие слова для составления предложения, сначала ребёнку даются опоры в виде заглавной буквы и точки с поставленным усложнением, когда увеличивается количество слов в предложениях от трёх до пяти.
рыбу. Вася ловит
Мурка пьёт молоко. Кошка
Мелом. Доске на Вася пишет
Из данных слов составь предложение:
В, яблоки, висели, на, садах, деревьях.
Под, шуршит, прохожих, листва, ногами.
Миша, дереве, на, увидел, белку.
Когда у ребёнка выработается навык составления предложений из отдельных слов, необходимо приступить к выполнению заданий, сплошной текст надо читать и выделять предложения.
- Прочитай и определи, сколько предложений в тесте.
-Поставь ,где необходимо, большие буквы и точки.
Падаютлистьядуетветерльютдожди.
Курицаснеслаяйцо.
Пришлазимавыпалснег.
Осеньнаступилавсохлицветы.
Излесавышеллосьунегобольшиерога.
Наветкеклёнасиделаптичкаэтосиница.
Узайцазимойбелаяшкуркатруднолисенайтизайкуселзакустикиспит.
Морозсковаллужиначлсьзима.
Многовстепиптицнокрасивеевсехптицжуравль.
Рыбакпоймалщукуилещаонсварилухунаужин.
Налугупаслосьстадокозволксхватилоднукозуиунёсвлес.
Мальчикиселиподельтамтеньвесьдень.
УЗиныжилкотноконбылоченьсмешнойзваликотёнкаПушок.
Наступилавеснаизжаркихстранлетятграчи.
Тучизакрылинебосверкаетмолниягремитгромидётдождь.
БольнойДружоклежитподкрыльцомИльяперевязалемулапу.
Благодаря предложенной системе работы у детей должны исчезнуть не только те ошибки, когда сливаются слова в предложении, но и грамматические; улучшается внимание, зрительная и слуховая память, а главное – будет сформирован языковый анализ и синтез, лежащие в основе грамотного письма и беглого осмысленного чтения.
Удачи вам, дорогие родители!
Материал подготовила по книге «Логопедия для учителей, психологов, родителей.» авторы Л.А.Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е.Земская. «Феникс» Ростов-на-Дону 2010г. учитель-логопед высшей категории МБУ Центр «Успех» Сиряк Екатерина Владимировна.