ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ" Главная | Регистрация | Вход |
Вторник, 19.03.2024, 16:38 Приветствую Вас Гость | RSS |
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
«ЗЕРКАЛЬНОЕ» ПИСЬМО БУКВ«ЗЕРКАЛЬНОЕ» ПИСЬМО БУКВ. ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ. «Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:
Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв. В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:
«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.
Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
Ребенку можно предложить следующие задания:
С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
Цель: развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле.
Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора. 1. Игра «Виртуальный паук» Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.
2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв. Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево. Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия. 3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве. 4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. 5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание. 6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами). Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 7. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».
8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке. 9. Демонстрация букв в разном положении.
10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.
11. Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и строчные.
12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв. 13. Реконструирование букв. Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку. 14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек. Из трёх палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж Из двух палочек – Т, Л, Х, Г. Из четырёх – Ш, М III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: закрепление образа буквы и её письменного написания. Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: в, в, б, с, б …. Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания от педагогов и родителей.
Желаем успеха Вашим детям! Материал подготовила учитель-логопед высшей категории МБУ Центра «Успех» Сиряк Екатерина Владимировна.
|
ПМПК
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|
||