ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 26.12.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Дети с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития  это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно учить. Своеобразие развития личности такого ребенка в основном определяется именно этим — низкими отметками, недовольством учителей и родителей, низким социальным статусом в классе, отсутствием радости от хорошо сделанной работы.

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.

 

Для развития интеллектуальной сферы:

v     Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

v     Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

v     Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение.

v     Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

v     Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

v     Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

v     Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

v     На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

v     Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

v     В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

v      Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

 

 

  Для  поддержки и развития эмоциональной сферы:

v     Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

v     Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

v     Детям с ЗПР нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

v     Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

v     Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

v     Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

v     Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

v     Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

 

Предлагаем  игры и упражнения, которые можно использовать в практической работе с детьми. Необходимо отметить, что придумывая или подбирая игры,  прежде всего нужно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, проблемы их развития, состояние здоровья.

 

1 Упражнение  «Зеркало»

Цель:  тренирует навыки эмоционального невербального самовыражения, а также навыки понимания другого человека «без слов».

 Инструкция: проводится по парам и в общем кругу. В паре один человек становится ведущим, другой – его зеркальным отражением. Любое действие, выполняемое ведущим, «зеркало» должно повторить, глядя в глаза. В общем кругу действие, показанное одним, передается «зеркалом» другому и т. д., пока не дойдет до автора.

2. Упражнение «Что я (не) люблю?».

Цель: помогает узнать предпочтения ребёнка, учит различать эмоции, их противоположности, развивает фантазию, формирует изобразительные навыки, развивает речь.

Инструкция:  На большом листе бумаги рисуется 2 круга, в одном изображается весёлое лицо, в другом - грустное; педагог предлагает ребёнку дорисовать лепестки, так, чтобы получился цветок, в каждом лепестке изобразить (схематично) то, что он любит, вокруг весёлого лица и то, что он не любит, вокруг - грустного. Ребёнок рассказывает о том, что он изображает и объясняет, почему он это любит или не любит. Используются разные варианты: “Почему малыш смеётся (грустит)?”, “ Твои (не)любимые цвета” и другие варианты.

 3. Упражнение “ Колобок, передай…”

Цель: Игра развивает мышление, воображение, фантазию детей, способствует самовыражению ребёнка, побуждает к речевой активности, учит передавать заданное эмоциональное состояние.

Инструкция: Дети встают в круг и передают друг другу мяч - Колобок. Передавая мяч, ребёнок говорит слова: “Колобок, передай Даше, что у неё красивое платье”, либо даётся какое-либо задание соседу, например: “ Колобок, передай Ване, чтобы он спел весёлую песенку”, используются другие варианты.

4.Упражнение «Лимон»

 Цель: релаксация, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: Сжать левую кисть в кулак. “Выжимаем сок лимона”. Делать это с максимальным напряжением. Повторить. То же самое с правой рукой.

Рекомендуется проводить после занятий, в конце дня.

 

5. Упражнение «Черепаха»

Цель: релаксация, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: Потянуть плечи по направлению к ушам, а голову втянуть в плечи. Делать это с напряжением, а затем расслабить мышцы… Повторить.

6. Упражнение «Камень и веревка»

Цель: Это упражнение позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым, способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Инструкция: Вам понадобятся камень и обыкновенная веревка. Ведущий и участники удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стульях в круг.

Вы показываете детям камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?». Даете каждому подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на его твердость.

«Камень очень твердый», - говорите вы. – «Сейчас мы все попробуем сжать сои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! А теперь вы сожмите свои кулаки. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!».

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение из рук, похвалите удачно выполнивших задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка. И вы также расслабьте свои руки».

Обойдите всех участников, проверьте выполнение задания

«Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку по моей команд

А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало каменным. Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку».

 

 

 

 

Психологическая помощь ребенку с ЗПР.

          Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Мы говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка.

Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях:

  1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
  2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  1. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  2. развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  3. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают :

Работа психолога по формированию эмоционально-личностной сферы ребенка должна начинаться с гармонизации его аффективной сферы.

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.

Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как:

  1. формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения,
  2. положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений,
  3. укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы . В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи : воспитание у детей интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения ; обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.

1. Упражнение "Вдоль по радуге".

Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения, обучение приему регуляции собственного эмоционального состояния.

Инструкция: участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а  выдыхая,  съезжают с нее, как с горки и произносят "ХА!". Повторяется 4-5 раз. Желающие делятся своими впечатлениями.

 

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;

формирование мыслительной деятельности : стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Развитие внимания.

                  1.Упражнение на распределение внимания.

Нужно букву «С» вычеркивать, букву «Т» обводить.

                  2.  Упражнение на переключение внимания.

- ловим сорок «С», после звука колокольчика – ловим «Д» - дятлов;

- в каждой строчки переходим с одной буквы на другую или каждый раз на новую;

- меняем способ переключения – «С» зачеркивали, « Д» обводили, на следующей строчке наоборот.

 

Развитие памяти.

  1. Упражнение «Поза» (формирование тактильной памяти).

 Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

  1. Упражнение. «Движение» (формирование двигательной памяти).

Ведущий предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

  1. Упражнение «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.

 

 

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений :

- ставить и удерживать цель деятельности;

- планировать действия;

- определять и сохранять способ действий ;

- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

- оценивать процесс и результат деятельности.

1. Упражнение «Скала».

 Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» Альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста.

 

2 Упражнение. «Сороконожка».

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

 

Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организация взаимодействия психолога с педагогами.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными : занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.

Организация взаимодействия психолога с родителями.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью к процедуре взаимодействия с психологами и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно.

Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Особенности консультативного процесса заключаются в соблюдении интересов консультируемого ребенка, доведении до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития, как в школе, так и дома.

Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. В беседе с родителями необходимо довести до их понимания психологическую структуру отклонений в развитии ребенка; доступным для них языком рассказать о его особенностях, указать на положительные качества, объяснить, какие специальные занятия необходимы их ребенку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как с ним заниматься в домашних условиях, на что следует обратить пристальное внимание. Кроме того, консультационный процесс необходимо проводить исходя из учета условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня, для того чтобы рекомендации и советы не оказались для семьи трудновыполнимыми или непонятными, чтобы у родителей не возникало вторичное чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности. На этапе собственно коррекционно- развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.

На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).

 

 

 

Приложение 1

Тест «Стратегия семейного воспитания»

 

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

 

A. Преимущественно воспитанием.

Б.Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

 

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

 

A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

 

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

 

A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

 

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

 

A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

 

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

 

A. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

 

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

 

A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

 

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

 

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

 

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

 

A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

 

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

 

A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

B. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

 

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

 

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов:

        Жанна Владимировна Островская <

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz