Детское воровство
В этой статье, я постараюсь ответить на несколько вопросов о детском воровстве.
Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.
Что такое детское воровство?
Осознанное или неосознанное нарушение границ других людей.
Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности.
Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
Симптом семьи.
Способ справиться с последствиями какой-то травмы.
Возможность получить то, что другим способом не получить.
На что стоит обратить внимание?
У кого — у какого члена семьи или школьной системы — ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символически.
Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой», старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.
Какие частые причины такого поведения?
В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
Ребенок был чего-то лишен: детдомовский ребенок, приемный ребенок, каким-то иным образом покинутый взрослыми ребенок.
В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности — легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
У ребенка сформировалась серьезная зависимость — игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.
Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?
- Делать вид, что ничего не произошло.
Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».
- Объявлять ребенка вором. Он — ребенок, который совершил воровство. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты совершил серьезный проступок».
Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.
- Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.
Почему? В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же — как не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».
- Оставлять происшествие без последствий.
Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб — в рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно виноватым. Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».
- Усиленно стыдить ребенка.
Почему? Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ освобождается от собственного стыда и ответственности за происшествие и «загружает» им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить — возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия воровства, или симптом преобразуется в другой.
- Обвинять во всем только его самого.
Почему? Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно выделить, где чья вина. Семье хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.
- Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.
Почему? Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.
- Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.
Почему? Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в котором его семья пришла ему на помощь. Если вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это выданный ярлык.
Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?
Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
Переработать собственные чувства — шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
Разобраться с первопричинами.
Помочь ребенку организовать возмещение ущерба — возможно, совместно с семьей.