Аутизм у детей
Аутизм является расстройством мозга, которое влияет на развитие нормальных социальных и коммуникативных навыков. Это медицинский диагноз и поставить его может лишь детский психоневролог.
Родители вместе с врачами и узкими специалистами (логопед, дефектолог и психолог) разрабатывают индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. С раннего возраста дети, страдающие аутизмом, имеют проблемы в общении с другими людьми.
Признаки аутизма могут варьироваться. Дети могут быть как с низким, так и с высоким уровнем интеллектуального развития, в зависимости от тяжести симптомов и результатов IQ теста. При аутизме с высоким уровнем развития, симптомы аутизма менее тяжелые, а при низком – более серьёзные.
Общие признаки аутизма:
• ребенок избегает зрительного или телесного контакта;
• не реагирует на голос и другие звуки;
• не откликается на обращенное имя;
• плохо разговаривает или совсем не разговаривает;
• не понимает жесты или язык тела;
• избегает телесного контакта;
• очень озабочен порядком и расстраивается, если что-то изменяется;
• травмирует себя или не боится опасности.
Что является причиной аутизма.
Этиология заболевания неизвестна. Некоторые медицинские исследования показали, что причиной развития аутизма является генетика. Проблемы со здоровьем или окружением ребенка также играют роль в развитии заболевания. Во многих случаях причины аутизма не установлены. Мальчики подвержены заболеванию чаще, чем девочки.
Как диагностируется аутизм
Аутизм часто диагностируется когда ребенок ведет себя не соответственно своему возрасту. Если педиатр заподозрит признаки аутизма, то он направит ребенка на консультацию к психиатру или другому специалисту, для наблюдения за поведением ребенка.
Диагноз аутизм не означает умственную отсталость.
Многие аутичные дети могут быть умственно отсталыми, а другие наоборот – высокоинтеллектуальными. Некоторые аутисты имеют выдающиеся способности в определенной области (математика, музыка, рисование, конструирование).
Как лечится аутизм
Аутизм у детей не лечится. До сих пор не существует лекарств, излечивающих аутизм, но медицина помогает купировать некоторые симптомы аутизма, такие как агрессивное поведение или бессонница.
С адекватной терапией состояние детей улучшается по мере взросления. Постепенный переход к обучению ребенка новым навыкам и формам поведения можно после создания ему эмоционального комфорта, чувства уверенности в себе и защищенности. Чтобы помочь ему расширить внутренний мир, подтолкнуть к необходимости выражать свои чувства и эмоции нужно научиться наблюдать за ребенком, интерпретируя вслух каждое его слово жест.
Аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, в которых не нужно использовать речь. Налаживать с ними контакт, вовлекать в индивидуальную и совместную деятельность необходимо с помощью пазлов, лото, мозаики, головоломок. Желательно использовать не сюжетно-ролевые игры, где необходимо говорить, а игры с четко установленными правилами. Любую игру проигрывайте много раз, сопровождайте каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, заинтересовался. Дайте ребенку подержаться за предмет, подключая все анализаторы – зрение, слух, осязание, если он подходит к нему. Многократно повторяйте название предмета, говорите для чего он предназначен, пока ребенок не привыкнет к нему, не включит в поле своего внимания.
Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии, помочь избавиться от страхов, подключить ребенка к общим занятиям – это ближайшие цели, которые должны решать постепенно родители аутичного ребенка. Аутичный ребенок должен бывать в коллективе, несмотря на особенности общения. Проявляйте терпение, доброту, и всегда верьте в успех.
Список используемой литературы:
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теревинф, 2006.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 1987. — № 2. – С. 10-16.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II // Дефектология. – 1988. — № 2. – С. 10-15.
Подборку материала выполнила
учитель-логопед
высшей категории МБУ Центр "Успех»
Сиряк Е.В.