Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 25 % от общешкольной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. Смириться с такой ситуацией нельзя.
Попробуем выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:
- несформированность образа и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;
- нечитаемый почерк;
- незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
- несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
- неумение составлять связные, логичные тексты;
- нелюбовь или даже ненависть к чтению;
- негативное отношение к урокам русского языка.
Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существует по отдельности, а образуют целый комплекс. Можно выделить чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка. Но зачастую они отягощены еще и психологическими сложностями. Чтобы распутать это клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего необходимо понять, из каких аспектов складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.
Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Выделим эти аспекты.
Первый из них – нейропсихологический. Включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки лени или невнимательности. Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? Определить это можно по характеру ошибок.
- отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
- не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
- зеркальное письмо: буквы «Э», «З», «Б», «В» и другие перевернуты в другую сторону;
- повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;
- замена букв: б-д (колодок), ж-х (мухомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
- ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
- пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
- забывание начертания редко встречающихся букв («Ъ», «Э») или прописных букв;
- нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого - к крупному).
Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Но и другие «заинтересованные лица» способны освоить некоторые простые методы, используя которые можно преодолеть подобные трудности в письме.
Что же могут сделать учителя?
Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к логопедам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.
УЧИТЕЛЯМ!
- Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
- Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
- Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10, пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Удачи вам, дорогие родители!
Материал подготовила учитель-логопед высшей категории МБУ Центр «Успех» Сиряк Екатерина Владимировна.