Дополнительная образовательная программа коррекционно – развивающего обучения, направленная на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи
(3 у.р.р.) у детей 5-7 лет «Я расту – я говорю»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе образования. Прежде всего это связано с тем , что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в образовательном учреждении определяется основной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением. Примерная программа разрабатывается на основе фундаментального ядра содержания образовательного процесса и требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленных а Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития), а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Программа разработана на один учебный год (с 01.09.2015 по 31.05.2016 года).
В основе деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений лежат традиционные, классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
6. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 о 7 лет. Нищева Н. В. СПб.: 2015.
7. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. СПб, 2014.
Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи составлена в соответствии с Федеральным законом 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему; Конституцией РФ, ст. 43, 72; Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.); Декларацией прав ребенка; Положением об организации работы учителя-логопеда в ПМС-Центре, Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013г.№662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Письмом минобразования Ростовской области от 08.08.2014/4.1.1.-4851/м, Уставом МБУ Центр «Успех», Положением о рабочей программе педагога МБУ Центр «Успех».
1.1 При разработке программы учитывался контингент детей группы .
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (III уровень) Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения детей с ОНР, необходимо адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с 0HP (III ур.) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений и др.
Кроме того, для детей с ОНР (III ур.) характерны специфические лексические ошибки:
- замена названий частей предмета,
- замена ряда профессии,
- замена названия части предмета действием.
Аграмматизмы:
- ошибки в образовании множественного числа существительных с непродуктивными окончаниями,
- ошибки в образовании и употреблении падежных окончаний мн.числа,
- ошибки в употреблении предлогов, пропуск предлогов с сохранением падежной формы.
Фонетика:
- от 10 до 15 неправильных фонем,
- замена звуков более простыми по артикуляции,
- не стойкие замены, когда одна и та же фонема заменяется по-разному,
неустойчивое произношение звуков (в спонтанной речи может быть смешение).
Учебный план
учителя-логопеда МБУ Центр «Успех»
на 2015-2016 учебный год
Месяцы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Всего 660 |
78 |
81 |
72 |
81 |
54 |
69 |
75 |
78 |
72 |
Диагностика |
20 |
4 |
4 |
10 |
1 |
2 |
3 |
3 |
20 |
Индивидуальные занятия |
16,5 |
30 |
23 |
30 |
20 |
26 |
30 |
26 |
13 |
Консультирование |
8,5 |
11 |
13 |
5 |
9 |
12 |
12 |
11 |
7 |
Практическая работа |
45 |
45 |
40 |
45 |
30 |
40 |
45 |
40 |
40 |
Методическая работа: Подбор дидактического материала, подготовка к диагностике |
5 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Обработка результатов диагностики |
16 |
10 |
11 |
13 |
6 |
14 |
14 |
15 |
14 |
Оформление отчетной документации |
12 |
24 |
19 |
20 |
16 |
13 |
13 |
19 |
15 |
Итого методической работы |
33 |
36 |
32 |
36 |
24 |
29 |
30 |
38 |
32 |
Список литературы
1 Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. проф. Л.В. Лопатиной.- СПб.,2014
2 Афонькина Ю.Ф., Кочугова Н.А. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ.-Волгоград, 2014
3 Афонькина Ю.Ф. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ.-М., 2012
4 Борисова Л.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: метод. пособие / Е.А. Борисова.- М., 2009
5 Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда: метод. пособие / Л.А. Боровцова.- М., 2008
6 Домашний логопед (полный справочник).- М., 2007
7. Дошкольная логопедическая служба: метод. пособие / под ред. О.А. Степановой.- М., 2008
8 Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедической группе ДОУ.- М., 2008
9 Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф.Гаркуши.- М., 2008
10 Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) .-СПб., 2007
11 Полякова М.А. Самоучитель по логопедии: универ. рук. – М., 2009
12 Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М., 2007