ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 19.03.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Рекомендовали бы вы образовательное учреждение вашим друзьям и родственникам?
Всего ответов: 55
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дополнительная образовательная программа «Мир звуков и знаков»

Приложение №1

Дополнительная образовательная программа

коррекционно-развивающего обучения,  направленная на коррекцию  сложной дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложнённой оптическим и акустическим недоразвитием  у учащихся 4-5-ых классов

«Мир звуков и знаков»

1.Пояснительная записка.

Содержание  проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.

 

Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования  (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)  предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.)

 

Программа предназначена для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид  дисграфии , обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений , нечёткими дифференцировками согласных по твёрдости-мягкости  и звонкости-глухости. Курс рассчитан на 63 часа в год , но логопед может , сохраняя последовательность , увеличить, либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от  уровня развития детей и степени нарушения письменной речи.

Недостаток программ и тематического пла­нирования по коррекции различных форм дисграфий на базе ППМС Центров явился предпосылкой для по­явления настоящей программы.  Данная коррекционно-развивающая логопедическая про­грамма разработана применительно к условиям работы на базе ППМС центра. Работа по программе будет способствовать коррекции и развитию устной и письменной речи обучающихся  4-5 классов общеобразовательных школ. Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

 Специфика программы заключается в  том, что данная программа направлена на коррекцию нарушений письменной речи и предусматривает совместную, согласованную деятель­ность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, дефектолога, невропатолога, классного руководителя ребенка) и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на возник­шие вопросы у ребенка при выполнении домашнего задания.

 

Программа  коррекционно-развивающего  обучения учащих­ся 4-5х  классов со сложной дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложнённой оптическим и акустическим недоразвитием  разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996. Программа составлена в соответствии с государственны­ми стандартами обучения чтению и русскому языку в началь­ной школе, структурой речевого дефекта и отражают совре­менные подходы к коррекции нарушений письменной речи. Темати­ческое планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и про­грамм:

1.Коррекционно-развивающее обучение (начальные клас­сы). М.: Дрофа, 2000; 2.Программы подготовительного и 1—4 классов коррекционных образовательных учреждений восьмого вида. М.: Просвещение, 1999; 3.Программы специальных (кор­рекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. 5—9 классы. Сборник 1. М.: Владос, 2000.

 

При составлении планирования использованы системы коррекционной работы, предложенные авторами И. Н. Садовниковой (1998), Л. Н. Ефименковой (2000), А. Н. Корневым (1995), Р. И. Лалаевой (1998), С. Н. Костроминой, Л. Г. Нагае­вой (1999), Д. Г. Шумаевой (1997), Л. Г. Парамоновой (1999),

Н.В Ястребовой (1997).

Обследование учащихся, обращающихся за логопедиче­ской помощью в Центр сопровождения, показывает, что причиной появления различных форм дисграфий чаще всего являются нарушения устной речи: общее недо­развитие речи (ОНР) третьего уровня речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения.

 

2.Список литературы.

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 2   от 14.02.2000 «Об организации работы логопеди­ческого пункта общеобразовательного учреждения».

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопе­да при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М., 1996.

Азова О.И. Диагностический комплект «Логопедическое обсле­дование младших школьников». М., 2010.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В3-х ч. Ч.1:Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда изд. Центр ВЛАДОС 2012г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Андреева Н.Г. Логопедические  занятия по развитию связной речи младших школьников.В 3-х Ч. Ч.2-Я:Предложение. Текст: пособие для логопеда под. ред. Р.И. Лалаевой изд. Центр ВЛАДОС,2008г.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь: пособие для логопеда изд. Центр ВЛАДОС 2012г.

Бачина О.В., Вилочева МЛ. Школьный логопункт: организа­ция и содержание работы. М., 2009г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, М., 2006г.

   Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных                                 классов: Пособие для логопеда. М., 2001.       

 Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррек-ционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991г.                                                                                                                                                                                                     

  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. СПб.,  1997.

  Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисрафии. Конспекты занятий для логопеда- 2-е изд., испр.- М: Издательство ГНОМ,2012г.

 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд. ,испр.- М. : Издательство ГНОМ,2012г.

      15. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов -2-е изд., испр.- М. : Издательство ГНОМ, 2012г.

      16.Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- М.:Изд. «ГНОМ и Д»2010г.

      17.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. СПб., 1997.

18.Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Ша­ховской. 2002.

19.Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008.

20.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.,  1961.

21.Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школь­ных навыков: Диагностика и коррекция. М., 2007.

22.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. Ростов н/Д., 2002.

23.Поваляева МА. Справочник логопеда. Ростов н/Д., 2002.

24.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоле­ние у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995.

25.Фотекова ТА., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2002.

26.Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11лет. -СПб. КАРО, 2010г.

27.Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

 

28. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

 

Дополнительная литература для учащихся:

1.Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006.

2. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

 

3.Этапы реализации программы.

Раздел 1Корень слова. Однокоренные слова. Безударная гласная.8час.

 Родствен­ные и однокоренные слова. Корень слова. Безударная гласная, проверяе­мая ударением. Безударные гласные в корне слов. Непроизносимая согласная в корне слова. Сложные слова. Дифферен­циация однокоренных и род­ственных слов.

   Раздел 2.Морфемный состав слова.5час.

Образова­ние слов при помо­щи суф­фиксов. Образова­ние слов при помо­щи приста­вок. Состав слова. Морфемный состав слова. Окончание, основа, корень.

 

                  Раздел 3.Совершенствование навыка  морфемного  анализа    и  синтеза.  Работа над дифференциацией звонких и глухих согласных. 13час.

Различение парных согласных З –С,  Д-Т,  В-Ф,  Г-К,  Ж-Ш, Б-П в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

 

Раздел 4.Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам12час.

Диффе­ренциация букв К-П-Н; к- п-н;

   Имя прилагательное. Род и число имёни прилагательного. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.  Глагол.Согласование глаголов с существительными.       

 

                 Различение оптически схожих букв  б - д; п-т; х-ж; и-ц; И-Ц;  Ш-Щ; ш-щ   в словах, словосочетаниях и предложениях.

Раздел 5.Части речи.5час. Имя существительное. Склонение имён существительных..

Раздел 6. Предложение. Текст 20час.

Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными предложениями.Антонимы. Синонимы. Много­значные слова. Омонимы. Фразеологизмы. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. Текст. Основная мысль текста. .Текст-описание. «Мать –и – мачеха.»Характерные признаки текста – описания. Схема построения описания. Текст- повествование«Тетёрка отводит врага.» Изложение-повествование "Белый гусь". Текст – рассуждение. «Кирпич.» Характерные признаки текста- рассуждения. Схема построения рассуждения. Текст – рассуждение. «Конёк на крыше.» .Изложение с элементами сочинения.«Слепой заяц.»  (по Анатолию Дементьеву)

 

 

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz