ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ "УСПЕХ"
города Новошахтинска

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 04.05.2024, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Наш опрос
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"
Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость сотрудников образовательного учреждения ?
Всего ответов: 57
Статистика
Результаты независимой оценки качества услуг МБУ Центр "Успех"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логопедическое сопровождение детей с РАС

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС

              Аутизм  –  это  ряд  разных  по  тяжести  неврологических,  наследственных  психических  заболеваний.  Особенно  ярко  это серьезное  нарушение проявляется  при  социальном  взаимодействии  с  окружающими  людьми,  в  эмоционально  -  волевой  сфере,  в  развитии  речи  и  всех  психических  процессов.

                Дети,  страдающие  аутизмом,  нуждаются,  нуждаются  в  постоянной  психолого-педагогической  поддержке.

                При  тяжелом  аутизме  у  ребенка  невысокий  интеллект  или  умственная  неполноценность.  Интеллект  снижен  неравномерно : иногда  сохраняются  так  называемые  «островки»  нормальных  или  даже  высоких  способностей.  Однако  эти  способности  практически  не  помогают  в  адаптации  к  жизни.  При  тяжелом  аутизме  происходит  отказ  от  контактов  даже  с  родителями.

                 Основные  задачи  логопедической  работы  при  аутизме :

  • Установление  эмоционального контакта  с  ребенком;
  • Активизация  речевой  деятельности;
  • Формирование  и  развитие  спонтанной  речи  в  быту  и  игре;  развитие  речи  в  обучающей  ситуации;
  • Дифференциация  речевых  нарушений,  обусловленных  аутизмом  и  сопутствующими синдромами.

                 Этапы  коррекционно-развивающей  работы.

  • 1  этап  -  диагностический,  основная  цель  которого  определить  возможности  и  потребности  каждого  ребенка.
  • 2  этап  -  составление  плана  работы  и  индивидуальной  программы  коррекционного  воспитания  и  обучения  и  дальнейшая  их  корректировка  в  течение  учебного  года.
  • 3  этап  -  коррекционные  занятия.
  • 4  этап  -  подведение  итогов  воспитания  и  обучения  в  конце  учебного  года.

                  Для  выяснения  картины  целостного  развития  ребенка  используются  диагностическая  карта,  разработанная  К. С. Лебединской  и  О. С Никольской  и  анкетирование  родителей.  Исследуя  сферу  общения,  важно  обратить  внимание  на:

  • Визуальный  контакт,  узнавание  близких,  реакция  на  нового  человека,
  • Реакция  на  словесные  обращения,  на  имя,  на  речь,
  • Наличие  или  отсутствие  адекватных  жестов,
  • Поведенческие  особенности,
  • Отношение  к  окружающему  социуму,
  • Состояние  речи  (артикуляционная  моторика (движение речевого аппарата),  фонематическое (слуховое)  восприятие ,  словарный  запас,  грамматический  строй  речи,  связные  высказывания  ).

                     Направления  логопедической  коррекции  для  детей  с  РАС.

                     Развитие  понимания  речи  (эмоционально  -  смысловой  комментарий).  Эмоционально  -  смысловой  комментарий  необходимый  элемент  занятий.  Это  единственный  адекватный  путь,  чтобы  добиться  включенности  ребенка  в  реальность,  осознания  происходящего  вокруг,  понимания  им  речи.  Необходимо  «поймать»  внимание  ребенка,  сосредоточить  его  на чем-то  для  того,  чтобы  добиться  осмысления  происходящего,  осознания  сказанного.  Важно  привязать  комментарий  к  опыту  самого  ребенка,  вносить  смысл  даже,  на  первый  взгляд,  на его  бессмысленную  активность  фиксироваться  на  приятных  для  ребенка  ощущениях  и  сглаживать  неприятные  («  Давай  пожалеем  друг  друга  »,  «  Молодец,  нарисовал  линию  »,  «  Нельзя  обижать  ребят  »  );  прояснять причинно  -  следственные  связи  (  «  Мы  сейчас  оденемся  и  пойдем  на  прогулку  »  ,  «  После  еды  пойдем  мыть  рот  »  ),  давать представление  об  устройстве  предметов  в  сути  явлений.  На  этом  этапе  очень  важна  роль  взаимодействия  специалистов  и  родителей.  Он  могут  прокомментировать  чувства  ребенка,  его  поведенческие  реакции.  Мы  используем  различные  сенсорные  игры,  проведение  моторных  игр  дает  также  новые  прекрасные  возможности  для  установления  контакта  (  все  зависит  от  предпочтений  -  вода,  песок,  горох,  манка  и  т.д.).

                    Для  формирования  у  аутичного  ребенка  способности  понимать  речь  мы  используем  в  работе  сюжетное  рисование.  Рассказывая  и  рисуя,  привлекаем  внимание  каждый  день  за  счет  любимых  сюжетов.  А  когда  ребенок  уже  сможет  дольше  удерживать  внимание  на  рисунке,  будет  лучше  понимать  рассказ,  можно  постепенно  создавать  из  рисунков  целые  серии.  Так  получаются  истории  в  картинах,  где  главным  героем  является  сам  ребенок,  (  Дима  гуляет,  Дима  кушает,  Дима  играет  машинкой  и  т.д.).  Такие  рисунки складываются  в  альбом  или  развешиваются  дома  на  стене.

                   Развитие  возможности  активно  пользоваться  речью  (  растормаживание  внешней  речи  ).  При  аутизме  в  большой  степени,  чем  при  любых  других  нарушениях,  заметна  разница  между  тем,  что  понимает  ребенок,  и  тем,  что  он  может  произнести.  Но  причина  здесь  совершенно  особая:  это  отсутствие  или  снижение  речевой  инициативы,  которую  мы  должны  восстановить  и  развить.  Наиболее  сложной,  трудоемкой  и  наименее  предсказуемой  по  темпу  и  результатам  является  работа  с  неговорящими  детьми.

                  Растормаживание  речи  у  таких  детей  идет  одновременно  в  трех  направлениях:

  • Провоцирование  непроизвольного  подражания  действию,  мимике,  интонации  взрослого.

                       Такое  непроизвольное  подражание  может  стать  предпосылкой  подражания  произвольного  -  звукового,  а  затем  и  словесного.

                       Важно  добиться того,  чтобы  неговорящий  ребенок  как  можно  чаще  смотрел  на  лицо  педагога,  на  рот  в  момент  произнесения  звуков  и  слов.

                      У  большинства  аутичных  детей  есть  трудности  артикуляции  (от  стертых  форм  дизартрии (дизартрия – это  речевое  расстройство, заключающееся  в  искаженном  и  затрудненном  произношении  слов,  звуков,  ограничении подвижности  речевого аппарата  в  результате  поражения ЦНС) до  апраксии (апраксия – это  неспособность  выполнять  целенаправленные  двигательные  акты  в  результате  повреждения  головного  мозга).  Поэтому  чтобы  облегчить  ребенку  формирование  правильной  артикуляции,  важно  сосредоточить  его  взгляд  на  лице  взрослого  еще  и  в  то  время,  когда  мы  поем  ему  песни,  читаем  стихи,  что  -  то  рассказываем.

  • Провоцирование  ребенка  на  непроизвольные  словесные  реакции.

                      Этого  мы  добиваемся  с  помощью  отхлопывания,  отстукивания  и  другой  передачи  ритмов.  Мы  используем,  например,  те  моменты,  когда  он  прыгает,  приговаривая  в  такт  прыжкам,  «  Как  зайчишка,  как  зайчишка  как  зайчишка  поскакал  »,  «  Прыг  скок,  прыг  скок  ,  провалился  потолок».  Помогают  в  такой  работе  песенки  Железновых.  С  помощью  стихотворных  ритмов,  с  помощью  рифмы  и  мелодии  мы  также  стимулируем  вокализацию,  словесные  реакции  аутичного  ребенка.  Когда  мы  читаем  хорошо  знакомые  ему  стихи  или  поем  песни,  то  оставляем  паузу  в  конце  строфы,  провоцируя  его  на  договаривание  нужного  слова.

  • Повторение  за  ребенком  и  обыгрывание  его  звуковых  реакций  (  аутостимуляция  ).

В  игре,  и  на  занятиях,  по  возможности,  в  течение  всего  дня,  родители  и  специалисты,  работающие  с  ребенком,  подхватывают  его  вокализации,  повторяют  их  с  его  интонацией,  а  затем  обыгрывают  и  превращают  их  в  реальные  слова,  связывая  с  ситуацией  (  ПА  -  падает,  ША  -  шарики,  Е  -  едет  ).  Можно  просто  по  созвучию  подобрать  подходящее  к  данной  ситуации  слово.

                    Особенности  подхода  к  обучению  навыкам  чтения,  письма.  Существует  ряд  приемов,  помогающих  и  формирования  у  аутичного  ребенка  основных  учебных  навыков.  Так,  при  обучении  чтению  можно  вначале  ориентироваться  на  хорошую  непроизвольную  память  ребенка,  на  то,  что  он,  играя  с  магнитной  азбукой  или  с  кубиками  с  буквами,  может  быстро  механически  запомнить  весь  алфавит.  Символы  звуков  легче  соотнести  с  предметом  или  картинкой.  Поэтому  нам  с  детьми  нравится  использовать  пособия  педагога  Н.Пятибратовой (карточки  с картинками  или  предметом, а  внизу  карточки  звук  или  слово).  Мы  пропеваем  звуки  по  этим  картинкам,  используем  жесты  для  оречевления  звуков,  проговариваем  слова  с  опорой  на  эти  картинки.  На  занятиях  используются  цветные  предметные  карточки  с  подписанным  внизу  словом.  Как  известно,  некоторые  дети-алалики  запоминают  предметы  используя  методику  «глобального    чтения»,  т.е.  чтения  целыми  словами.  Эта  методика  представляется  более  адекватной  при  обучении  аутичных  детей,  чем  побуквенное  или  послоговое  чтение.  Кроме того,  научить  аутичного  ребенка  читать  целыми  словами  легче  и  быстрее,  чем  по  буквам  и  по  слогам,  так  как  он,  с  одной  стороны,  с  большим  трудом  воспринимает  фрагментированную  информацию  (поступающую  в  виде  букв  ,  слогов  и  т.д.),  а,  с  другой  стороны,  способен  моментально  запомнить,  фотографировать  то,  что  находится  в  его  зрительном  поле.

                  Коррекционные  логопедические  занятия  носят  характер  сопровождения.  Ребенок  зачастую  сам  выбирает  себе  занятие,  игрушку,  пособие.  Поэтому  работа педагога  в  этом  требует  гибкости,  умения  быстро  перестроиться.  Обучение  аутичных  детей  требует  от  всех  коррекционных  педагогов  не  только  профессиональных  знаний  и  умений,  но  и  больших  затрат  психической  и  физической  энергии,  большого  терпения,  интуиции  и  любви,  постоянного  педагогического поиска,  гибкости  в  применении  различных  методов  обучения  и  воспитания.

                   Таким  образом,  на  логопедических  занятиях  с  говорящими  и  неговорящими  детьми  с  РАС   решаются  следующие  задачи:

  • Формирование  целенаправленного  поведения  и  понимание  речи,
  • Комплексное  развитие  речи  и  предметной  деятельности,  а  также  обучение  адекватными  жестами,
  • Развитие  артикуляционной  моторики,  речевого  дыхания, 
  • Вызывание  вокализации,  стимуляция  звукоподражания  и  речи,
  • Развитие  активного  и  пассивного  словарного  запаса,
  • Развитие  мелкой  моторики.

                    В  данном  случае  нельзя  рассчитывать  на  быстрый  результат,  поэтому  важно  соблюдать  последовательность  и  систематичность  логопедических  занятий.  Каждое  правильное  выполнение  задания  поощряется  теми  средствами,  которые  привлекают  ребенка  (наклейка,  любимая  игрушка,  книга,  настольная  игра).

Вход на сайт
ДетиОВЗ и инвалиды
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz