9.3 Результативность деятельности учителей-дефектологов
9.3.1 Диагностика
Целью диагностики учителя-дефектолога являлось выявление познавательных возможностей у учащихся разных возрастных групп и построение дальнейшей коррекционно-развивающей деятельности.
За 2017-2018 учебный год учителями-дефектологами было продиагностировано 245 детей от 3-10 лет (отражено в Таблице 8)
Таблица 8 Диагностика за два года
Вид деятельности |
2016-2017 уч.год |
2017-2018 уч.год |
Диагностика |
245 |
300 |
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что количество продиагностированных детей от 3-10 лет увеличилось на 22 % .
9.3.2 Коррекционно-развивающая работа
Целью коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога было определение путей помощи данной категории учащихся. Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- активизация процессов индивидуального развития школьников
- коррекция и компенсация выявленных нарушений через сотрудничество с другими специалистами Центра
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В работе использовалась индивидуальная и групповая формы работы. Всего получили коррекционную помощь 56 воспитанников и учащихся.
Возрастная категория:
дошкольники- 9 чел.,
учащиеся 1 класса- 20 чел.,
учащиеся 2 класса -12 чел.,
учащиеся 3 класса- 7 чел.,
учащиеся 4 класса- 4 чел.,
учащиеся 5 класса-1 чел.,
учащиеся 6 класса-3 чел.
Индивидуальной формой работы было охвачено 51 человек, проведено 1998 занятий. (Отражено в Таблице 9)
Таблица 9 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа за два года.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
2016-2017 уч.год |
2017-2018 уч.год |
Кол-во человек |
52 |
51 |
Кол-во проведенных индивидуальных занятий |
1710 |
1998 |
- формой работы было охвачено 5 человек(37 занятия, 1 группа) Коррекционная работа проводилась по дополнительным образовательным программам, направленным на развитие графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления и воображения. Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа на основе первичной диагностики.
9.4 Результативность деятельности социальных педагогов
Основным направлением работы социальных педагогов является социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП и семей, оказавшихся в социально-опасных условиях, состоящих в муниципальном банке данных
Основными видами деятельности в этом направлении являются:
ü Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни;
ü Индивидуальное и комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
ü Социально-психологическая помощь родителям (законным представителям), устранение и смягчение (дезактуализация) личностных, семейных конфликтов.
ü Реализация дополнительных образовательных профилактических программ, направленных на успешную социально-психологическую адаптацию несовершеннолетних в образовательной среде и социуме, оптимизацию семейных взаимоотношений.
ü Организационно-методическая, просветительская деятельность среди педагогов и родителей
Несовершеннолетним из данной категории семей была оказана социально-педагогическая помощь, осуществлялся периодический патронаж семей, составлялись акты жилищно-бытовых и психологических условий проживания несовершеннолетних. С родителями проводились индивидуальные консультативные беседы, решались вопросы по оказанию помощи.
Исходя из этого социально-педагогическая работа была направлена на профилактику употребления ПАВ, кризисных ситуаций в микросреде (школе, семье), защиту прав детей, изменение морально-психологического климата в семьях, укрепление устойчивой стабильной атмосферы в них (отражено в Таблице 10)
Таблица 10 Социально-педагогическая работа
Проводимая работа |
2016-2017 уч.год |
2017-2018 уч.год |
Профилактические беседы с детьми |
723 |
462 |
Информирование родителей |
760 |
637 |
Взаимодействие со специалистами по вопросам работы с детьми группы «риска», несовершеннолетними правонарушителями и неблагополучными семьями. |
951 |
959 |
Посещение на дому |
326 |
254 |
Составление актов жилищно-бытовых и психологических условий проживания |
78 |
205 |
Совместные рейды (с ОУ, ОППН) |
66 |
35 |
Оказание помощи в социальной защите и реализации прав и свобод личности несовершеннолетних |
44 |
62 |
Всего: |
2948 |
2614 |
По анализу результатов деятельности социальных педагогов в этом учебном году произошло незначительное снижение деятельности на 13% ввиду изменений в специфике деятельности и реализации дополнительных образовательных профилактических программ в образовательных организациях города.
На основании заключенных договоров и заявок с образовательными организациями города специалистами Центра на базе МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ №38,МБОУ СОШ №16, МБОУ СОШ №34 реализовывались дополнительные образовательные профилактические программы, целью которых являлось формирование у несовершеннолетних уважения к закону, праву, ответственного отношения к своим поступкам, уважение прав других, ознакомление со статьями уголовного кодекса.
В реализации программ в 2017-2018 учебном году приняло участие 214 учащихся в возрасте от 11-15 лет.
9.5 Комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
9.5.1 Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов
Основными приоритетными направлениями в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются:
- обеспечение комплексного обследования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе детей – инвалидов, по запросу родителей (законных представителей)
- осуществление психолого-педагогического сопровождения, профилактической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми– инвалидами, по запросу родителей (законных представителей)
- организация консультативной и просветительской работы с родителями (законными представителями) и другими членами семьи, по вопросам взаимодействия с детьми, для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем. Содействие социальной интеграции семьи и ребенка.
- организация работы родительского клуба из числа родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
- рамках данного направления, специалистами Центра осуществлялось комплексное сопровождение (педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед) детей с проблемами в развитии и обучении. На каждого ребенка была составлена индивидуальная комплексная программа, в которой освещались:
- цели и задачи
- заключение ПМПК
- выявленная проблема
- специалисты осуществляющие сопровождение
- направления работы всех специалистов
- ожидаемый результат
В этом учебном году была оказана комплексная психолого-медико-педагогическая помощь 4 детям-инвалидам и 19 детей с ОВЗ.
С августа 2016 года МБУ Центр «Успех» делегированы полномочия по организации деятельности по реализации ИПРА детей-инвалидов. В соответствии с приказом Управления образования от 12 июля 2016 года «Об организации деятельности по реализации ИПРА детей-инвалидов» был закреплен специалист по выполнению задач в рамках Порядка организации деятельности. На конец учебного года Центром предоставлено 50 отчетов по исполнению реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
9.5.2 Сопровождение детей и семей по направлению КДН и ЗП
В рамках межведомственного взаимодействия, на основании Постановлений КДН и ЗП Администрации города Новошахтинска специалистами Центра осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение (социальный педагог, педагог-психолог) несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.
В 2017-2018 учебном году психолого-педагогическую помощь получили 54 несовершеннолетних (ПАВ-5чел, самовольные уходы из дома- 6 чел, нарушение поведения вследствие деструктивного взаимодействия в семье, административные нарушения, правонарушения и т.д.- 43чел.) и 34 семьи.
- каждого ребенка социальным педагогом заводится карта сопровождения, где он отражает сведения о семье, условия проживания и обучения несовершеннолетних, мероприятия, проводимые специалистами Центра с подростками и семьей. Сопровождение педагогов-психологов включало в себя психологические обследования, коррекционно-развивающая работа, консультирование родителей(законных представителей) и разработка рекомендаций участникам образовательного процесса.
- каждого ребенка социальным педагогом заводится карта сопровождения, где он отражает сведения о семье, условия проживания и обучения несовершеннолетних, мероприятия, проводимые специалистами Центра с подростками и семьей. Сопровождение педагогов-психологов включало в себя психологические обследования и проведение психокоррекционных занятий, которые проводились по дополнительной образовательной программе психопрофилактической направленности «Окна в мир ребенка», целью которых было развитие навыков социализации, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей, общая гармонизация личности. По итогам психолого-педагогического сопровождения на конец 2017-2018 учебного года с учета было снято 26 несовершеннолетних, 18 семей.