9.1.4 Психопрофилактика
Профилактическая работа специалистов осуществлялась через реализацию дополнительных образовательных программ профилактической направленности (п.9.1.3), запросу Управления образования Администрации города, заявкам образовательных организаций города.
Основными направлениями в этой деятельности стали профилактика противоправного поведения и проявления экстремизма в подростковой и молодежной среде, профилактика зависимого поведения, профилактика жестокого обращения, кризисных состояний и суицидального поведения обучающихся.
- основании Постановления Администрации города от 17.08.2012 г.№819 «О создании межведомственной антинаркотической лекторской группы города Новошахтинска», с целью усиления информированности подростков, родителей, педагогов по проблемам раннего выявления негативных явлений в подростковой среде в городе работает межведомственная лекторская группа, в состав которой входят педагоги-психологи Центра сопровождения. По плану работы лекторской группы специалистами Центра были проведены профилактические занятия с детьми и подростками в МБОУ СОШ № 1,5, 14, 79, 16, 14, 20, 25, 37, 38 по следующей тематике:
- «Как отказать и не потерять друзей»;
- «Умение сказать «нет»;
- «Достижение психологического комфорта без употребления ПАВ»;
- «Мы за здоровый образ жизни».
- «ПАВ-угроза для будущего»
- «Скажи наркотикам НЕТ!»
- «Шаги к уверенности»
Данным видом деятельности было охвачено около 350 учащихся.
В октябре 2016 года в рамках «Недели большой профилактики» специалистами Центра были проведены на базе МБУДО ДЮСШ №3 «Психологические старты», в которых приняли участие студенты колледжа и техникумов города - 4 группы по 10 человек и группы болельщиков, и форум для подростков «Ритм», в котором приняли участие учащиеся 9-11 классов из образовательных организаций города. Всего в мероприятиях приняло участие 250 учащихся и студентов.
На основании Приказа Управления образования от 16 ноября 2016 года №705 «О проведении второго этапа Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью» и в соответствии с графиком, педагогами-психологами Центра были проведены информационно-тематические беседы с учащимися, в количестве 343 человека, из МБОУ СОШ №1, 3, 7, 8,27,31, 34.
На основании заявок образовательных организаций, с целью профилактики жестокого обращения, кризисных состояний и суицидального поведения обучающихся, педагогами-психологами Центра были проведены групповые занятия с учащимися 6-11 классов по темам «Безопасность в сети Интернет» и «Мир без насилия». Всего в занятиях приняло участие 130 учащихся образовательных организаций города. Всего профилактической деятельностью было охвачено 1073 учащихся.
9.1.5 Просвещение
Просветительская деятельность педагогов-психологов осуществлялась посредством проведения родительских собраний, педсоветов, размещение информации на сайте Центра, изготовлению буклетов с рекомендациями и т.д.
- На основании приказа Управления образования Администрации города Новошахтинска от 23 января 2017 года №43 «О проведении обучающих семинаров педагогического состава по вопросам антинаркотической направленности в образовательных организациях города», приказа Управления образования Администрации города Новошахтинска от 23 января 2017 года №45 «О проведении родительских собраний в образовательных организациях города по вопросам антинаркотической направленности» были проведены 3 обучающих семинара для педагогов из 10 ОО города на тему «Формирование стратегии поведения и личностных ресурсов подростков, препятствующих саморазрушающему поведению. Технология работы с семьей»( МБОУ СОШ №1, 24, 40, 34, 3,25, 7, 37, 38, 79), на которых присутствовало 96 человек; 5 родительских собраний на тему профилактики формирования зависимости употребления ПАВ в 5 ОО города (МБОУ СОШ №4, 8, 20,25), на которых присутствовало около 250 человек.
- По запросу образовательных организаций проводились родительские собрания на темы: «Внимание, дети!» (профилактика ПАВ, кризисных ситуаций), «Профилактика кризисных состояний, суицидального поведения у несовершеннолетних», «Как уберечь детей и подростков от опасности. Профилактика экстремизма», «Безопасность в сети «Интернет». Было проведено 13 родительских собраний, которое посетило около 700 родителей (законных представителей).
- По запросу образовательных организаций с педагогами были проведены 3 педсовета на тему «Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних», в которых приняло участие 59 слушателей.
Всего данным видом деятельности было охвачено 1104 участника образовательного процесса.
9.1.6 Экспертная деятельность
В рамках экспертной деятельности специалисты Центра являлись членами комиссии по рассмотрению жалоб и проведению проверок:
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО «О проведении проверки учреждений системы образования Каменского района по вопросам организации профилактики экстремизма среди обучающихся»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 04.10.2016 №664«Об изучении деятельности ГБОУ РО «Новошахтинская школа-интернат»
- Приказ Управления образования Администрации города Новошахтинска «О рассмотрении жалобы» от 31.08.2016 №528
- Приказ Управления образования Администрации города Новошахтинска «Об организации проверки деятельности МБОУ СОШ №40» от 16.11.2016 №706
- Приказ Управления образования Администрации города Новошахтинска «Об организации проверки деятельности МБОУ СОШ №14» от 16.11.2016 №707
В рамках экспертной деятельности специалисты Центра являлись членами жюри в следующих конкурсах:
- Приказ Управления образования Администрации города Новошахтинска «Об организации и проведении муниципального конкурса «Учитель года Дона»» от 18.11.2016 №713
- Приказ Управления образования Администрации города Новошахтинска «О проведении конкурса кабинетов педагогов-психологов»» от 13.04.2017 №277
9.2 Результативность деятельности учителей-логопедов
9.2.1 Диагностика
Формы и содержание деятельности учителей-логопедов в рамках речевого сопровождения включают следующие направления: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса, определение и корректировка индивидуального образовательного маршрута.
Всего в этом учебном году учителями-логопедами было продиагностировано 356 учащихся (отражено в Таблице 5)
Таблица 5 Диагностика за три года
Вид деятельности |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
2016-2017 уч.год |
Диагностика |
238 |
312 |
356 |
Всего выявлено детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести – 356 человек, дошкольников- 65, учащихся из образовательных организаций - 165, в рамках Городской ПМПК- 126. Анализируя результаты за три учебных года, можно сделать вывод о том, что наблюдается рост количества детей, прошедших логопедическое обследование в среднем на 22,5%.
9.2.2 Консультирование
В текущем учебном году учителями-логопедами были даны 447 консультаций: родителям – 362, педагогам и узким специалистам – 85(отражено в Таблице 6)
Таблица 6 Консультирование за три года
Вид деятельности |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
2016-2017 уч.год |
Кол-во консультаций для родителей |
313 |
392 |
362 |
Кол-во консультаций для педагогов |
53 |
23 |
43 |
Кол-во консультаций для узких специалистов |
23 |
24 |
42 |
Всего консультаций |
389 |
439 |
447 |
Анализируя результаты за три года можно сделать вывод, что количество консультаций по отношению к 2014-2015 учебному году увеличилось в среднем на 7,5%.
9.2.3 Коррекционно-развивающая работа
Основной целью коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов в 2016-2017 учебном году являлась коррекция речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование полноценных предпосылок к продуктивному усвоению программы, обучению русскому языку детей с речевыми нарушениями. Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ структуры дефекта каждого ребенка и пути коррекции;
- коррекция речевого и познавательного развития речи;
- привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций;
- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Всего на индивидуальные и групповые коррекционные занятия было зачислено 135 человек. Основные направления занятий: устранение нарушений звукопроизношения, формирование языкового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Структура нарушений зачисленных:
-
- Нарушение устной речи, обусловленные: ФН-3 чел, ФФН- 35 чел, ОНР- 6 чел. Всего:44.
- Нарушение чтения и письма, обусловленные: ФФН- 67 чел.,ФН- 21, ОНР-3чел. Всего:91 человек.
Коррекционная речевая работа осуществлялась индивидуально и фронтально. В течение указанного периода индивидуальные коррекционные занятия посетили 51 человек. В процессе этой деятельности было проведено 1242 занятия(отражено в Таблице 7)
Таблица 7 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа за три года
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
2016-2017 уч.год |
Кол-во человек |
64 |
67 |
51 |
Кол-во проведенных занятий |
875 |
1196 |
1242 |
Анализируя данные можно сделать вывод, что в этом учебном году произошло незначительное снижение на 24%, однако, одновременно наблюдается стабильное увеличение количества занятий в среднем на 20,5%, что позволяет сделать вывод о стабильной посещаемости коррекционных занятий детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Фронтальные коррекционные занятия проводились по программам, нацеленным как на коррекцию нарушений устной и письменной речи, так и на своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения общеобразовательных программ. Такие занятия проводятся в том числе и по запросам образовательных учреждений.
В 2016-2017 учебном году групповые занятия посетило 84 человека (444 занятия, 12 групп)