9.3 Результативность деятельности учителей-дефектологов
9.3.1 Диагностика
Целью диагностики учителя-дефектолога являлось выявление познавательных возможностей у учащихся разных возрастных групп и построение дальнейшей коррекционно-развивающей деятельности.
За 2016-2017 учебный год учителями-дефектологами было продиагностировано 245 детей от 3-10 лет (отражено в Таблице 8)
Таблица 8 Диагностика за три года
Вид деятельности |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
2016-2017 уч.год |
Диагностика |
78 |
201 |
245 |
В связи с возросшей потребность оказания дефектологической помощи в 2016-2017 году было добавлено 0,5 ставки учителя-дефектолога. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что количество продиагностированных детей от 3-10 лет возросло в среднем на 41,5 % по отношению к 2014-2015 учебному году.
9.3.2 Коррекционно-развивающая работа
Одной из основных причин труднообучаемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического состояния ребенка, которое ведет к тому, что каждый второй является хронически неуспевающим с первых лет обучения в школе. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяет ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляет общество.
Целью работы учителя - дефектолога было определение путей помощи данной категории учащихся. Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- активизация процессов индивидуального развития школьников
- коррекция и компенсация выявленных нарушений через сотрудничество с другими специалистами Центра
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В работе использовалась индивидуальная и групповая формы работы. Всего было зачислено на занятия ( получили коррекционную помощь) 90 человек.
Возрастная категория: 3-5 лет-3 чел., от 6-7 лет- 10 чел., 7-10 лет-77 чел.
Индивидуальной формой работы было охвачено 52 человека, проведено 1710 занятий. (Отражено в Таблице 9)
Таблица 9 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа за три года.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
2016-2017 уч.год |
Кол-во человек |
78 |
45 |
52 |
Кол-во проведенных индивидуальных занятий |
1046 |
1388 |
1710 |
По сравнению с предыдущим учебным годом увеличилось количество детей, охваченных индивидуальной коррекционно-развивающей работой на 15,5%.
- формой работы было охвачено 38 человек(202 занятия, 8 групп) Коррекционная работа проводилась по дополнительным образовательным программам, направленным на развитие графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления и воображения. Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа на основе первичной диагностики.
-
9.4 Результативность деятельности социальных педагогов
Основным направлением работы социальных педагогов является социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП и семей, оказавшихся в социально-опасных условиях, состоящих в муниципальном банке данных
Основными видами деятельности в этом направлении являются:
- Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни;
- Индивидуальное и комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
- Социально-психологическая помощь родителям (законным представителям), устранение и смягчение (дезактуализация) личностных, семейных конфликтов.
- Реализация дополнительных образовательных профилактических программ, направленных на успешную социально-психологическую адаптацию несовершеннолетних в образовательной среде и социуме, оптимизацию семейных взаимоотношений.
- Организационно-методическая, просветительская деятельность среди педагогов и родителей
-
Несовершеннолетним из данной категории семей была оказана социально-педагогическая помощь, осуществлялся периодический патронаж семей, составлялись акты жилищно-бытовых и психологических условий проживания несовершеннолетних. С родителями проводились индивидуальные консультативные беседы, решались вопросы по оказанию помощи.
Исходя из этого социально-педагогическая работа была направлена на профилактику употребления ПАВ, кризисных ситуаций в микросреде (школе, семье), защиту прав детей, изменение морально-психологического климата в семьях, укрепление устойчивой стабильной атмосферы в них (отражено в Таблице 10)
Таблица 10 Социально-педагогическая работа
Проводимая работа
2014-2015 уч.год
2015-2016 уч.год
2016-2017 уч.год
Беседы с детьми
1335
1035
723
Беседы с родителями
397
814
760
Консультативные беседы с педагогами, узкими специалистами
955
1054
951
Посещение на дому
153
294
326
Составление актов жилищно-бытовых и психологических условий проживания
50
31
78
Совместные рейды (с ОУ, ОППН)
43
110
66
Всего на социально-педагогическом сопровождении находилось 51 несовершеннолетний и 28 семей, 44 факта осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в различных инстанциях.
9.5 Комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
9.5.1 Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов
С 2015 года в Центре, в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества, была создана «Служба ранней помощи».
Основными приоритетными направлениями системы ранней помощи являются:
- обеспечение комплексного обследования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе детей – инвалидов, по запросу родителей (законных представителей)
- осуществление психолого-педагогического сопровождения, профилактической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми– инвалидами, по запросу родителей (законных представителей)
- организация консультативной и просветительской работы с родителями (законными представителями) и другими членами семьи, по вопросам взаимодействия с детьми, для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем. Содействие социальной интеграции семьи и ребенка.
- организация работы родительского клуба из числа родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В рамках данного направления, а так же реализации инклюзивного образования, специалистами Центра осуществлялось комплексное сопровождение (педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед) детей с проблемами в развитии и обучении. Специалистами Центра была оказана комплексная психолого-медико-педагогическая помощь 4 детям-инвалидам и 24 ребенка с ОВЗ.
На основании приказа Управления образования Администрации города Новошахтинска от 15 ноября 2016 года №703 «О проведении выездной диагностики детей-инвалидов и консультирования родителей(законных представителей)» и «Графика выездов», в рамках реализации ИПРА, была укомплектована выездная группа узких специалистов Центра (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) с целью проведения выездной диагностики детей-инвалидов и консультирования родителей(законных представителей). Всего было обследовано 35 детей.
Для детей и родителей(законных представителей), которые по различным причинам не прошли диагностическое обследование и не получили консультации в запланированный день по графику, нашими специалистами, по согласованию с образовательными организациями, было выделено дополнительное время.
В рамках декады инвалидов педагогом-психологом на базе ГКУ РО «Центр занятости населения города Новошахтинска» был проведен тренинг для безработных граждан с ограниченными возможностями здоровья. В программе тренинга присутствовали мероприятия, направленные на профессиональную адаптацию на рынке труда людей с ограниченными возможностями здоровья, формирование положительной мотивации на труд.
С августа 2016 года МБУ Центр «Успех» делегированы полномочия по организации деятельности по реализации ИПРА детей-инвалидов. В соответствии с приказом Управления образования от 12 июля 2016 года «Об организации деятельности по реализации ИПРА детей-инвалидов» был закреплен методист по выполнению задач в рамках Порядка организации деятельности. На конец учебного года Центром предоставлено 32 отчета по исполнению реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
9.5.2 Сопровождение детей и семей по направлению КДН и ЗП
На основе сотрудничестве Центра с КДН и ЗП Администрации города Новошахтинска в 2016-2017 учебном году, по решению комиссии, специалистами Центра на комплексное сопровождение (социальный педагог, педагог-психолог) находилось 51 несовершеннолетний (ПАВ-7чел, самовольные уходы из дома-4 чел, нарушение поведения вследствие нарушения стиля семейного воспитания, административные нарушения, правонарушения и т.д.- 40чел.) и 28 семей находящихся в социально- опасном положении.
На каждого ребенка социальным педагогом заводится карта сопровождения, где он отражает сведения о семье, условия проживания и обучения несовершеннолетних, мероприятия, проводимые специалистами Центра с подростками и семьей. Сопровождение педагогов-психологов включало в себя психологические обследования и проведение психокоррекционных занятий, которые проводились по дополнительной образовательной программе психопрофилактической направленности «Окна в мир ребенка», целью которых было развитие навыков социализации, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей, общая гармонизация личности. Данной программой было охвачено 23 учащихся.
В результате реализации комплексной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, с профилактического учета на конец учебного года было снято 10 несовершеннолетних и 7 семей.